ВРАЧ И АГРЕССИВНЫЙ ПАЦИЕНТ

👁 6 356 переглядів

Интернет переполнен видео, демонстрирующими как агрессию по отношению к врачу, так и неадекватные действия медицинских работников. Еще большая часть остается «за кадром». Как врачу действовать в ситуации, когда пациент ведет себя угрожающе?

Мы живем в такое время, когда жалеют не тех, кому действительно плохо (и это остается за кадром «остросоциальных» роликов), а тех, о ком стало известно. Это издержки эпохи цифровых технологий.

Поэтому и обсуждают пациенты видео о том, как заведующий реанимацией в сердечном центре Перми бьет пациента, хирург с боксерским прошлым из Белгорода убил человека, детский врач из Одессы устроил драку с сотрудником автосалона или как не может сдержать себя и дает волю рукам врач бригады скорой помощи.

Но есть и другие сюжеты (например, о том, как пьяный пациент избивает врачей). Здесь отдельная история: большинство случаев агрессии пациентов связаны с тем, что у них «нервы не выдерживают», однако есть другая характерная проблема – пьяные пациенты, оказание помощи которым медицинским работником приводит к проблемам для медработника.

Для того чтобы не попадать в подобные ситуации, врачу нужно понимать, как правильно (согласно действующему законодательству Украины) действовать в конфликтных ситуациях.

В первую очередь необходимо понимать, что в подобной ситуации врач «выбирает из двух зол меньшее» (потому что врач должен и свои обязанности по оказанию медицинской помощи выполнить, и при этом «не пострадать»).

Никаких иных норм в данном случае, кроме общих норм Уголовного кодекса о пределах необходимой обороны, врач применять не может (отдельных специальных инструкций по действиям медицинских работников не при самообороне не существует).

Поэтому врачам приходится опираться на простые правила, отработанные практикой «употребления». Главная задача – не оказаться «спровоцированным», не допустить, чтобы его обвинили в нарушении закона.

Главный принцип поведения врача: он должен реагировать адекватно ситуации с учетом существующих норм!
Конечно же, целый ряд действий пациента (хамство, ругань, словесная агрессия и т. д.) находится в «пограничной зоне» – то есть врачу уже обидно, но поведение пациента еще не является нарушением установленных законодательных норм. А вот когда пациент ударит врача, вот тогда уже и пациент попадет под административную или уголовную ответственность.

В общем, все как в старом анекдоте:
– Алло, милиция!!!
– Да, слушаю…
– Тут ломают дверь и обещают убить, бандиты вламываются!!!
– Да, они еще не вломились, не убивают?
– Нет, но вот-вот сломают дверь и убьют!!!
– Вот когда сломают, ворвутся, начнут убивать, тогда и звоните…

Поэтому градация действий врача следующая:

Действия пациента Действия врача Норма
Пациент не применяет физической силы (словесная агрессия, ругань и др.) Врач может пытаться «привести в чувство» пациента только психологическими или административными методами.
Прекращение оказания медицинской помощи со стороны врача может быть оценено как ее неоказание
Ст. 139 «Неоказание помощи больному медицинским работником» Уголовного кодекса Украины
Пациент обезличено применяет физическую силу (кусается, разбрасывает и бьет вещи и др.) Врач имеет право требовать и обеспечивать (силами охраны лечебного учреждения, с помощью вызова полиции, иное) соблюдение порядка Ст. 173 «Мелкое хулиганство» Кодекса Украины об административных правонарушениях.
Ст. 296 «Хулиганство» Уголовного кодекса Украины
Пациент применяет физическую силу в отношении конкретных лиц, в том числе с применением оружия или иных предметов, которыми может быть причинен вред (однозначной является угроза жизни и здоровью людей) Врач может применять меры необходимой обороны. При этом необходимо понимать, что на практике необходимая оборона не должна вести к превышению ее пределов (нанесение тяжелого вреда, несоразмерного опасности) Ст. 36 «Необходимая оборона» Уголовного кодекса Украины

За врачом, который работает с большим количеством населения (и подвержен эмоциональному выгоранию), не закреплены специальные нормы по его защите (подобные тем, которые действуют за агрессию в сторону сотрудников правоохранительных органов, представителей судейского корпуса, иное).

К тому же и охрана ЛПУ организована не самым лучшим образом (из-за проблем с финансированием, кадрами) и не позволяет эффективно решать возникающие проблемы.

Крайней мерой выступает только вызов полиции (но здесь вопросы с оперативностью такой помощи).

Наличие специальных «защитных» норм могло бы изменить ситуацию.

Пошук
На початок