Врачебный бестиарий: модели и типы врачей и пациентов

Просмотры: 755

модели и типы врачей и пациентов
Образы врача и пациента разнятся в глазах каждого, как с одной, так и другой стороны. А можно ли обобщить и врача, и пациента в какие-либо модели и типы? Давайте попробуем.

На мой взгляд, идеальный врач должен быть отцом, другом и помощником в одном лице. И в любом медицинском учреждении такие есть.

Не согласны? У вас, возможно, есть для этого основания: каждый из нас хоть раз в своей жизни сталкивался с непониманием, некомпетентностью или хамством врача. И все же я настаиваю, что отличных специалистов и профессионалов гораздо больше! И профессионализм доктора заключается, в том числе, и в умении найти общий язык с пациентом. Если врач общается с пациентом «на одной волне», тот будет чувствовать полную защиту, у него появится желание помогать врачу, а значит, процесс выздоровления пойдет эффективнее и быстрее. Ведь и от самого пациента многое зависит.
Для кого-то из пациентов важно, чтобы лечащий врач интересовался его личной жизнью, был в курсе его дел. Для других врач – это просто исполнитель, оказывающий определенного рода услуги.

В общении с врачом, как и в любой другой коммуникации, существует несколько традиционных моделей поведения, каждая из которых подразумевает разную стратегию поведения доктора по отношению к пациенту. И если последний будет понимать специфику этих моделей, то не только его общение с врачом, но и лечение станет более эффективным.

Инженерная модель


При инженерной модели врач воспринимает пациента безлично, как сломавшийся механизм, нуждающийся в ремонте. Эта модель не допускает обсуждения процесса лечения. Такой подход может быть неприятен эмоциональным людям, привыкшим общаться с врачом по поводу своего состояния и получать живой отклик на любые просьбы. Но инженерная модель вовсе не означает безразличие или пренебрежение к пациенту, она лишь свидетельствует об определенном подходе врача к выполнению своих обязанностей.

Патерналистская модель


Патерналистская модель подразумевает стиль общения, сходный с отношениями родителя и ребенка. Врач относится к пациенту с заботой и вниманием, но вместе с тем может проявлять настойчивость и в определенном смысле диктовать своему подопечному правила лечения или выбора препаратов. На сегодняшний день такая модель является очень распространенной, особенно в государственной медицине. Она может не устроить пациентов, имеющих свои взгляды на лечение, а также тех, кто не любит подчиняться указаниям специалиста без подробных разъяснений.

Коллегиальная модель


При коллегиальной модели между врачом и пациентом преобладает принцип равноправия. Доктор обязуется предоставить максимально полную, правдивую информацию о вашем состоянии и всех возможных методах диагностики и лечения, а вы участвуете в обсуждении этой информации и высказываете свои идеи по поводу оптимизации лечебного процесса. Такая модель встречается сравнительно редко, и более всего подходит в случаях хронических заболеваний, когда на пациенте лежит значительная ответственность по контролю за состоянием своего здоровья. Минус модели – затраты времени врача.

Контрактная модель


В настоящее время все большую распространенность приобретает контрактная модель, подразумевающая отношения клиента и исполнителя. В соответствии с этим подходом, врач как поставщик услуг старается максимально удовлетворить запросы клиента, чтобы тот в будущем снова обратился в данное лечебное учреждение. Минус (и плюс одновременно) – отсутствие искреннего человеческого тепла и перевод вопроса в юридическую плоскость.

Все знают, что пациент придирчиво оценивает качество работы доктора, исходя из своего понимания целесообразности тех или иных назначений. Господствующее положение пациента устраивает не многих, не нравится чрезмерная услужливость со стороны врача, и пациенты избегают такой модели общения.

Любой пациент всегда может повлиять на стиль общения с доктором. Не стоит стесняться говорить врачу о своих предпочтениях и объяснять, почему для вас важно знать все нюансы течения болезни и назначений. Конечно же, если это делается тактично и обоснованно.

Было бы несправедливо рассказать о моделях общения врача и умолчать о типах пациентов, так как выраженность реакций во многом обусловлена типом больных.

Процесс выздоровления зависит не только от успешной тактики лечения, но и от того, насколько сам пациент верит в выздоровление. Это особенно актуально для онкологических пациентов (но не только), потому врач должен хотя бы в общих чертах представлять, какие переживания испытывает его пациент. И вот здесь врачу поможет типология пациентов.

Синтонный тип – самые удобные для врача пациенты, они настроены на сотрудничество, выполняют назначения, контактны.

Циклотимный тип – постоянно меняется настроение: сегодня он полон оптимизма, а завтра сомневается в квалификации врача. Чтобы найти к нему подход, надо все время его чем-то занимать, чтобы не оставалось времени на рефлексию.

Шизоидный тип – пациенты, которые не нуждаются в подробных разговорах с врачом о своей болезни. У них есть своя картина происходящего, не надо их разубеждать, достаточно просто делать назначения.

Возбудимый тип – такие пациенты вступают со всеми в конфликты, в основе которых лежит страх, поэтому в данном случае важную роль играет рациональная составляющая общения.

Истероидный тип – данная категория пациентов склонна преувеличивать свои страдания и верить в собственную исключительность. С такими пациентами не стоит вступать в конфронтацию, а необходимо сыграть на этих качествах, убеждая, что только такой «исключительный» пациент сумеет перетерпеть боль, точно выполнить все назначения и т. д.

Самая сложная группа – это тревожно-мнительные пациенты, которые не верят в успех лечения. Их надо отвлекать от пессимистичных мыслей и ориентировать на позитивные.

Есть несколько общих рекомендаций, не зависящих от типа пациента. Старайтесь быть психологом и врачом в «одном флаконе». Если позволяет время и ситуация, дайте пациенту высказать свои чувства, страхи. Так как страх блокирует когнитивные функции, человек зачастую просто не понимает, что ему говорят «здесь и сейчас». А совместное, пусть даже краткое обсуждение позволит снять напряжение и взять ситуацию под контроль.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *