Разговорная часть врачебного приема

Просмотры: 372

Разговорная часть врачебного приема

К сожалению, украинскому доктору часто остро не хватает времени на этот важнейший этап врачебного приема. За считаные минуты общения с больным врачу необходимо различить реальные симптомы болезни и точку зрения на них пациента.

В английском языке дословно вопрос доктора при опросе пациента звучит не «На что вы жалуетесь?», а «На что, как вам кажется, вы жалуетесь?». Ключевое слово здесь «кажется»… Каким бы красноречивым или, наоборот, немногословным ни оказался пациент, доктор должен разобраться и увидеть невидимую часть айсберга в этих не всегда четко и внятно формулируемых жалобах. Часто бывает так, что озвученная жалоба и реальный ее подтекст почти не совпадают, особенно если доктор усиливает процесс анализа дополнительным наводящим вопросом: «Каким образом вам мешает эта жалоба, что именно она не позволяет вам делать?» Ответы могут быть совершенно разными, но именно в них лежит правильный менеджмент отдельного конкретного случая.

Приведу пример.

Три пациента разного возраста, пола и активности – юноша-спортсмен 20 лет, женщина-секретарь 35 лет и мужчина-водитель 45 лет – обратились к доктору с одинаковой жалобой на боли в нижней части спины. Но на дополнительный вопрос доктора все ответят по-разному. Например, юноша скажет, что боль в спине возникла при резком подъеме штанги и сейчас не дает ему возможности заниматься спортом в полном объеме; женщина-секретарь сфокусируется на невозможности длительно находиться в сидячем положении в офисе; водитель будет настаивать на том, что ему завтра в многодневный рейс, а спина очень болит при наклонах.

Умный доктор, поняв суть жалоб и ограничений, которые они создают для пациента, начнет именно от них отталкиваться, разрабатывая тактику лечения в каждом конкретном случае. Естественно, опираясь на принципы доказательной медицины.

Юноше доктор вправе запретить на период обследования интенсивные физические нагрузки, назначить КТ (не рентген-исследование, а именно КТ) и прописать гель для местного применения, а после получения КТ-снимков, возможно, посоветоваться с узким специалистом относительно дальнейших тренировок. Секретарю будет достаточно курса таблетированных НПВС и рекомендаций по лечебной физкультуре после купирования болевого синдрома. А вот с водителем нужно разобраться – отпускать его в рейс или нет. И если отпускать, то подобрать мощное медикаментозное прикрытие. И естественно, обязательно добиться повторного визита к доктору после возвращения мужчины из рейса.

На что здесь важно обратить внимание? Целью доктора является не запретить всем всё или всех госпитализировать, а попытаться способствовать выздоровлению пациентов в естественных для них условиях. Понятно, что если направить всех в стационар или назначить всем инъекции и капельницы, то боль можно быстро купировать. Но корень проблемы так и не будет найден, и она возобновится после возврата пациентов к обычной активности.

Кроме стандартной информации относительно жалоб пациента во время разговорной части доктор обязан решить несколько практических вопросов:

1) Наследственные и генетические риски. Доктора из-за лимита времени меньше уделяют вопросам наследственных рисков. Поэтому простые вопросы: «Чем болеют Ваши родители / От чего умерли Ваши родители?» – очень часто помогут установить проблемы, которые потенциально грозят клиенту.
К сожалению, заболевания, в большинстве своем приводящие к смерти, а именно: мозговой инсульт, инфаркт миокарда и онкологические заболевания – на первых стадиях не имеют специфических жалоб.

Сравните две ситуации. На приеме у врача.

1. Вопрос мужчине 55 лет:
– Жалобы есть?
– Нет.
– Тогда всего доброго!

И не может доктор гарантировать, что при отсутствии жалоб у пациента не развивается атеросклеротический процесс в сосудах сердца и мозга, имеет место предиабет или начальные формы рака.

2. Вопрос мужчине 55 лет:
– Жалобы есть?
– Нет.
– А чем болеют ваши родители?
– У мамы повышен сахар, а у отца был микроинсульт.

В этой ситуации, в отличие от варианта 1, у доктора появляются новые возможности, а именно – углубиться в тему контроля уровня АД, дислипопротеинемии, уровня глюкозы в крови и т.д.

От умного доктора такой пациент вряд ли уйдет без лабораторных исследований на липидограмму и гликированный гемоглобин. И самое главное, что доктор будет на 100 % прав.

По информации от лидера лабораторного рынка в Украине компании СИНЭВО, в стране всего лишь 10,3 % пациентов время от времени проводят скрининговые тесты – тесты, которые помогают доктору определять риски возникновения ДО клинических проявлений у пациента. Рутинные же лабораторные исследования, попадающие в оставшиеся почти 90 %, в отличие от скрининговых, фиксируют УЖЕ возникшие заболевания.

2) Уровень интеллекта пациента. Для этого нужно задать пару открытых вопросов, то есть тех, на которые нельзя ответить просто: да или нет. Словарный запас, использование причастных и деепричастных оборотов, чувство юмора пациента – все это позволит доктору понять, какую тактику ведения беседы в дальнейшем избрать.

3) Уровень покупательской способности пацента. Часто доктора начинают гадать относительно этого фактора, отталкиваясь от внешнего вида пациента. Мой совет – не мучайтесь долго и задайте простой вопрос: «А чем вы лечитесь?». Ответ позволит более-менее понять, сколько пациент готов инвестировать в свое лечение. Также важно понимать, что часто пациенты покупают лекарства и услуги не за свои деньги. Ведь есть родители, дети, мужья, жены, любовники, меценаты и т.д., которые могут оплачивать лечение. Задача доктора – поступать правильно и в интересах пациента, а не считать деньги в его кармане.

Для современных докторов важно вспомнить и внедрить в ежедневную практику древний принцип – Принцип Рыцарства, который звучит достаточно просто:

Fac quod debes, fiat quod fiet – Делай что должно, и будь что будет!


Из книги «Доктора, зарабатывайте!», ч.2

Юрий Чертков, бизнес-тренер, директор компании
«Агентство Медицинского Маркетинга»



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *