«Мягкие навыки» врача

Просмотры: 453

Существуют различные инструменты для оценки своей деятельности. РЕST-анализ не только позволит врачу выявить факторы, которые сегодня влияют на его карьеру, но и подскажет способы улучшить свое положение в будущем.

В экономике существует PEST-анализ, который можно использовать для понимания: а правильно ли мы продвигаемся, а в ту ли сторону идем?

pest

При развитии навыков нужно учитывать все.

Политические аспекты, намечающиеся тенденции (возможно, есть смысл какое-то время поработать за рубежом), актуальность данных навыков. К примеру, такая тенденция, как борьба с коррупцией: как это коснется врачей, не получится ли так, что настоящие коррупционеры, как обычно, будут жить припеваючи, никого не посадят, а как раз займутся врачами как более легкой добычей? Как говорится, если вы не интересуетесь политикой, то политика заинтересуется вами. Конечно, нас больше интересуют вопросы, которые находятся в круге нашего влияния: что мы такого должны сделать, выработать, освоить, чтобы обезопасить свою деятельность в рамках конкретного политического уклада, какие юридические навыки и знания помогут себя защитить.

Важно учитывать и экономические аспекты: куда движется медицина, где найти свою нишу, какие возможности открывает автономизация, стоит ли получать лицензию на частную практику, что будет с платежеспособностью населения того города, где я работаю, каковы предпосылки развития моего региона в целом, какие навыки мне нужно освоить, чтобы в данном экономическом раскладе быть на коне.

Очень важный аспект для доктора, который нужно обязательно учитывать, – социальный: каких людей я лечу, каковы их привычки, где они черпают информацию, представители каких поколений. Важно понимать, из какого времени вы и ваши пациенты.

Теория поколений создана не так давно (в 1991 г.) американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Они одновременно и независимо друг от друга решили изучить такое понятие, как «поколение». Учитывая, что в странах постсоветского пространства все немного смещено, то эту теорию адаптировала Евгения Шамис. В основу данной теории лег тот факт, что система ценностей у людей, которые выросли в разное время и исторические периоды, существенно отличается. Причем практически все факторы PEST-анализа воздействуют на людей и формируют ценности того или иного поколения. Формирование ценностей и смена поколений происходят за 12-14 лет. Итак, поколения ныне живущих.

Молчаливое поколение (1923–1942)

Формирование ценностей этих людей пришлось на середину 50-х годов. Великая Отечественная война, сталинские репрессии, разрушение до основания, восстановление страны и важное для нас – в это время были открыты антибиотики. Почему «молчаливое поколение»? Человек мог открыться только в семье. Семья – это безопасная ячейка, родные не подведут. Именно в это время начало формироваться безоговорочное уважение к докторам, открытие антибиотиков доказало всему миру мощь медицины. Слова докторов – это закон, который не поддавался обсуждению, аксиома. Доктора выполняли роль неких семейных наставников. Люди этого поколения все время экономили и накапливали про запас. Они законопослушны и скромны.

Поколение беби-бумеров (1943–1962)

Самые главные события: победа в войне, Юрий Гагарин и покорение Космоса, гарантированное обучение и гарантированная бесплатная медицина. Название это поколение получило из-за послевоенного всплеска рождаемости. Представители этого поколения очень оптимистичны, они командные игроки. Их отличают: синдром «как все», коллективные ценности – «засучим рукава и вместе сделаем!». Даже неповоротливая советская экономика как-то реагировала на активность людей, появились сети специализированных магазинов: «Свет», «Радио», «Рыбалка и охота». Люди занимались командными видами спорта, особенную популярность получили футбол и хоккей, самый распространенный отдых – туризм. Люди этого поколения любят велосипедные прогулки, свежий воздух, палатки, песни под гитару, а когда появляется Интернет, новые гаджеты, они с удовольствием их осваивают. Беби-бумеры, как правило, живут в парадигме бесплатной медицины, доверие к врачам у них высокое, сохраняется надежда на государство.

Поколение Х (икс), или Неизвестное поколение (1963–1982)

В период становления этого поколения происходили такие события: лихие 90-е, быстрые взлеты и падения людей, закрытость страны, холодная война, перестройка, война в Афганистане. Основные ценности поколения Х – независимость, возможность выбора, индивидуализм, техническая грамотность, неформальность взглядов, прагматизм, надежда только на себя, равноправие полов. Это поколение называют «поколением с ключом на шее» – дети могли сами оставаться дома, разогревать себе обеды, посещать кружки. Ключ на шее – символ ранней самостоятельности. «Иксы» привыкли сами делать выводы, исходя из того, что видят. Они больше предпочитают индивидуальные виды спорта: шахматы, теннис, боевые искусства, атлетизм, горные лыжи. Экономят время, благодаря им расцвели фаст-фуды, они понимают, что это, возможно, вредно, зато очень быстро. При выборе лекарств предпочитают мощный эффект, чтобы сразу помогло. Это в их время появляются наркотики, но алкоголь явно доминирует в предпочтениях. Семейные ценности уже крайне пошатнулись, стало очень много разводов, женщины начали заниматься бизнесом, стремясь к независимости. Патриотизм «иксов» крайне ослабел, многие пожелали выехать за рубеж. Понятие родины для «икса» – это, как правило, малая родина: семья, близкие друзья, категория «свои». Резко ослабел авторитет врача. «Иксы» прагматичны, они выбирают варианты и перепроверяют тезисы. На данное поколение приходится максимальное количество успешных предпринимателей в мире. К сожалению, не в нашей стране.

Поколение Y, или Поколение миллениума (1983–2000)

Ключевые ценности: свобода и развлечения. Психологи отмечают наивность и желание получить моментальное вознаграждение. Это поколение называют «поколением большого пальца» из-за быстрого набора смс, с сотовыми они учились управляться с детства. Эти люди – свидетели терактов, неспокойного мира. На их долю пришлось бурное развитие коммуникаций и цифровых технологий, доминирование Интернета и диджитал-технологий. Наступила настоящая эпоха брендов. Наркомания и табакокурение стали в ряд самых основных проблем. Наступила эра публичности, коммуникации вышли из-под контроля. Начали стираться национальные границы, укрепляется тенденция к глобализации. Представители поколения Y не приучены к самостоятельности, они выросли с четкой уверенностью в собственной ценности, просто так, потому что они родились. Мир вокруг них менялся так быстро, что они хотят получать все немедленно, вообще не верят в отдаленную перспективу, распространена концепция «низковисящего» фрукта: зачем тянуться, я хочу протянуть руку и сорвать. Их родители – «иксы» и бабушки / дедушки – беби-бумеры привыкли всего достигать постепенно и пытаются внушать своим чадам, мол, для того, чтобы чего-то добиться, нужно долго учиться, потом напряженно работать на трудной работе и лет через 10… «Какие 10 лет?! – недоумевают представители миллениума, – через 10 лет неизвестно в какой стране мы проснемся!»… Недавно общался с одним профессором, он сказал, что вербовать толковых диссертантов стало очень сложно, те хотят все и сразу, приходится вести до защиты кандидатской кого попало, кто согласится. Любители смартфонов и быстрого Интернета хотят, чтобы все было быстро и просто. Даже спорт они выбирают своеобразно: спорт должен быть красивым, модным, приносить удовольствие, желательно, чтобы можно было сделать красивый селфик. Обожают путешествовать и чувствовать себя частью глобального общества.

Поколение Z (с 2000 года) – люди, которые родились после 2000 года и которые продолжают рождаться по сей день.

Их ценности пока в процессе формирования, и можно только предполагать, какими они сформируются, но есть мнение, что поколения цикличны. Вероятно, что поколение Z будет очень похоже на «молчаливое поколение», которое появилось на свет перед Второй мировой войной. На это поколение влияют глобальные события: мировой финансовый кризис, всеобщее укрупнение бизнеса, создание больших торговых сетей и корпораций. Почему «молчаливое поколение»? Нет смысла говорить! Кругом полно информации, можно сделать выводы из интернетовской информации, нет необходимости в живом общении. Данное поколение обещает быть законопослушным, толерантным к другим мнениям и установкам.

Конечно, эти рамки весьма примерные и отображают некую тенденцию, макрокарту (есть люди, родившиеся на стыке поколений; люди из глубинки немного опаздывают, а городские выбиваются вперед). И все-таки эти знания дают нам определенные подсказки, как работать с представителями разных поколений. Например, для человека, родившегося в 1952 году, очень важна статусность вещей: часто носит золотые часы, цепи и браслеты. Для него должно быть все понятно: врач, который его лечит, – это авторитет, квадратное должно быть квадратным, а круглое – круглым. Он считает, что «Адидас» – это очень круто (и никто его не переубедит в обратном), швейцарские часы должны быть сделаны только в Швейцарии, это не обсуждается. Он ценит авторитеты. При назначении медикаментов он больше предпочитает импортные бренды, проверенные временем, такие медикаменты-мерседесы. Он хочет, чтобы его осмотрел профессор либо другой уважаемый человек, признанный авторитет.

А, к примеру, пациент 75-го года рождения готов купить китайские часы, которые точь-в-точь напоминают оригинал, лишь бы никто не смог отличить. Они понимают, что им нужен врач-практик, который хорошо разбирается в их проблеме, а не свадебный генерал или раскрученный бренд. Они могут попросить в аптеке аналоги препаратов и выбрать препарат по соотношению цена / качество. Они прагматичны, любят посоветоваться с разными врачами, пересдать анализы в разных лабораториях.

Девушка 97-го года рождения не любит длинных схем терапии, она может плохо соблюдать режим, хочет быстрых результатов. Из медикаментов предпочитает раскрученные бренды, которые на слуху, активно рекламируются на ТВ и в Интернете.

Техногенное развитие общества. Данный фактор сложно переоценить, нужно постоянно быть в потоке, пользоваться новейшими способами передачи данных, все меняется с головокружительной скоростью – мессенджеры, вайберы, ватсапы, социальные медиа. Техногенный прорыв привел к тому, что теперь каждый человек имеет шансы стать звездой за считаные секунды, информация передается стремительно, люди объединяются в группы, поздравить с праздником тысячи людей можно просто нажатием одной кнопки. Доктору нужно разбираться (или хотя бы ориентироваться) во всех ноу-хау, которые упрощают коммуникацию с пациентами.

Из книги «Доктора, зарабатывайте!», ч.2

Юрий Чертков, бизнес-тренер, директор компании
«Агентство Медицинского Маркетинга»



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *