Отработка новых навыков врача: правильная мотивация, безопасные условия, позитивный результат

Просмотры: 607


История из личного опыта. Я начинал писать диссертацию под руководством Екатерины Амосовой. В то время я работал в отделении кардиологической реанимации и мечтал научиться «смотреть» на модном ЭХО-аппарате, который был в отделении. Но сесть за аппарат было не так просто.

Человек имеет два мотива поведения: один настоящий, а второй – тот, который красиво звучит. Моими настоящими мотивами были следующие:
• я хотел быстрее защитить кандидатскую диссертацию;
• нуждался в большем уважении среди коллег («смотреть» на ЭХО практически никто не умел);
• дополнительно искал возможности подзаработать, используя государственный аппарат.

Мотивы же, которые я декларировал профессору, были, конечно, другими.
Построил я свой диалог по классической модели СПИН (о модели конкретно – в главе 4).

– Отделение кардиореанимации принимает до 30 % непрофильных пациентов, причем в основном ночью, когда нет сотрудников кафедры и не с кем посоветоваться. И на этих пациентов уходит до 40 % всех медикаментов отделения, тратится большое количество лабораторных тестов. Многие из этих пациентов впоследствии переводятся в наше отделение хирургии, хотя должны быть госпитализированы по месту жительства. Это ведет к тому, что у нас с хирургами очень натянутые отношения. Перегруженный коечный фонд создает ситуацию, при которой мы не можем принять наших профильных пациентов. Особенно обидно, когда поступает какой-нибудь депутат и видит, что у нас полно коек стоит в коридоре.

– Да, непорядок, но к чему ты ведешь?

– Я мог бы научиться «смотреть» на ЭХО и дежурить по ночам, тогда можно было бы поставить диагноз сразу по приезду «скорой» и эффективно отсеивать непрофильных пациентов, что улучшило бы ситуацию в отделении (свойство – преимущество – выгода).

После такой аргументации ко мне был приставлен опытный ЭХО-наставник с четким поручением: «Научи смотреть!».

Однако у этого наставника тоже было два мотива поведения. Тот, который красиво звучит: «Да, мне нужен ученик, мало ли что, ведь это очень опасно – всего один узист на такую большую клинику».

И второй, настоящий: «А зачем мне конкурент, да еще и такой выскочка?». Как обычно, в борьбе мотивов выигрывает настоящий. Но что же делать, чтобы не получить от профессора «по шапке»? Ведь если не учить, то пожалуется, а распоряжение нужно выполнять. Эврика! Качественный метод обучения! Вначале он мне поручил прочитать Шиллера (руководство по УЗИ на английском языке), потом был экзамен, затем он планировал в течение трех месяцев учить меня просто выводить правильно проекции сердца. Когда же я пытался ускорить процесс, он попросту от меня прятался, прикрываясь занятостью. Благо я быстро оценил ситуацию и отправился в клинику им. Стражеско, где нашел очень хорошую преподавательницу, которая применила количественный навыковый подход. Она сказала: «Теорию ты уже более-менее знаешь, садись, смотри и пиши заключения, а я буду исправлять». За месяц я научился – вот вам сила навыкового подхода. По иронии судьбы, ровно через месяц после того, как я научился, мой навык очень пригодился моему научному руководителю, когда нужно было поставить диагноз родному для нее человеку, а опытного узиста рядом не было, так что красиво сформулированные мотивы часто тоже оказываются правдой.

Практикуйтесь в безопасных ситуациях. Вначале нужно потренироваться со своими коллегами – лучше при помощи камеры, что позволит посмотреть, как выглядит ваше исполнение навыка со стороны.

Потом следует отработать навык на приеме с «безопасными пациентами», то есть на тех, кто к вам лоялен, либо на пациентах, которых не страшно потерять, или нет опасности вызвать агрессию. И только после этого можно пробовать применять выработанный навык на важных и значимых пациентах.

К примеру, вы начали отрабатывать навык отзеркаливания пациента. Он у вас пока сырой, а вы принимаете ответственного денежного клиента. Собеседник замечает подстройку и думает, что вы над ним издеваетесь – никто не любит чувствовать себя «лопухом» и объектом манипуляций. Либо вы, не отработав как следует навык «короткого разговора» о пациенте, пришли на частный прием к статусному и потенциально очень интересному для вас пациенту, увидели у него на стене картину парусника и задали вопрос: «Вы, наверное, увлекаетесь парусным спортом?», а он вам: «Да нет, это я специально, чтобы гости имели возможность завести пустой разговор ни о чем».

Либо вы изучаете альтернативное заключение договоренности с пациентом как один из элементов «дожима» пациента при клинической необходимости оперативного вмешательства и задаете ему вопрос: «Вам удобнее быть прооперированным на этой неделе или на следующей?», а он в ответ: «Доктор, вы что не слышите, я вообще не хочу оперироваться!». Вроде бы вы все сделали правильно, но чего-то не хватило, и пациент все равно идет «в отказ».

Или навык привит, но работает не так, как планировалось. Поэтому прежде чем отработаете навык по-настоящему, не старайтесь внедрить его в практику.

Важно вначале закрепить навык в безопасных ситуациях, причем с позитивным результатом. Навык должен стать вашим и превратиться в своего рода условный рефлекс. Когда использование навыка станет таким же естественным делом, как почистить зубы или выпить чашку кофе с утра, только тогда он сможет работать на вас.

Конечно, для того чтобы начать отрабатывать навык, важен кредит доверия к нему. Вы должны точно знать, что работаете в нужном направлении. В навык надо верить.

Из книги «Доктора, зарабатывайте!»



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *