Каков он, идеальный заведующий?
Часть 2

Просмотры: 364


Как вы помните, идеального заведующего в наше время встретить так же тяжело, как встретить единорога. Но разобраться во всех типичных крайних проявлениях «неидеальных заведующих» поможет простая классификация.

ТИП 1. Заведующий – «генератор идей»

Достаточно поверхностен, видит общий план и не любит опускаться до мелочей, креативен, быстро загорается какой-то идеей, но редко доводит ее до логического завершения. Психотип такого заведующего чаще всего экспрессивный – скорость речи быстрая, мимика живая, он неусидчив и не любит монотонных занятий вроде отчетности, редко считается с чужой точкой зрения («есть два мнения – мое и неправильное»).

Яркой иллюстрацией этого типа заведующего может послужить следующий пример. В ординаторской собралась группа врачей. Один из врачей медленно и достаточно занудно рассказывает анекдот. Слушать никому не интересно, но из уважения его не перебивают. Вдруг распахивается дверь и в ординаторскую влетает экспрессивный заведующий («генератор идей»), который тут же вклинивается в рассказ:
– Я знаю такой убойный анекдот!
– Ну, подождите, пусть закончит свой! – возмущаются коллеги.
– Да нет же, вы не понимаете, анекдот на самом деле хороший! В общем, приходит больной к врачу, – сразу начинает тот, – и говорит: «Знаете, доктор, у меня уже год, как с женщинами ничего не получается».
Затем следует пауза и эмоциональный призыв к слушателям:
– Ну, что там дальше?! Я уже подзабыл. Давайте, помогайте!
Он перебил, толком не вспомнив анекдот, но это и не важно, главное – ввязаться в разговор, а там уже как-то будет.

«Генератор идей» любит риск и легко увлекает своими идеями других. Он типичный новатор. Как правило, заведующие этого типа способны ярко и талантливо презентовать свои новые проекты. Коллегам «генератора идей» нелегко – он постоянно озадачивает их выполнением какой-то очередной своей идеи, которую необходимо воплотить в жизнь срочно, желательно – «сегодня на вчера». Своих коллег-подчиненных он оценивает далеко не всегда объективно: внимания и похвалы заслуживают те, кто попал в коллектив с его подачи, или же те, кто активно поддерживает его позицию. Правда, его оценка сотрудников часто меняется.

ТИП 2. Заведующий-«бюрократ»

«Бюрократ» – полная противоположность «генератора идей», он любит все систематизировать, большую часть времени проводит у себя в кабинете за написанием отчетов, сводок, актов, графиков, поэтому у него практически не остается времени на то, чтобы наладить отношения с коллегами, пациентами, смежными подразделениями.

Психотип у «бюрократа», чаще всего, аналитический – речь монотонная, спокойная, в суждениях конкретен, поступает лишь по букве закона, поэтому должностные инструкции такому заведующему нужны, как воздух. Для него очень важно сохранить внутренний порядок, он очень не любит перемен. Именно поэтому «генератора идей» он считает непоследовательным, поверхностным и просто несерьезным: «От этого типа не знаешь, чего ждать».

Заведующий-«бюрократ» очень напоминает робота Вертера из кинофильма «Гостья из будущего».

ТИП 3. Заведующий-«коммуникатор»

«Коммуникатор» всегда держит нос по ветру, знает все последние сплетни, часто искренне любит своих сотрудников, но за эту любовь платит самым дорогим – собственным временем.

Психотип такого заведующего больше всего близок к дружескому – он общителен, легко сходится с людьми, часто имеет большой авторитет во всем ЛПУ. Если ему нужно будет принять решение в пользу отделения, но в ущерб кого-нибудь из его сотрудников, он такого решения никогда не примет. Заведующий-«коммуникатор» малопродуктивен, поскольку практически все его время уходит на общение, коммуникацию.

«Коммуникатор» интегрирует коллектив как организатор общественных мероприятий. Такой заведующий любит процесс, а результат его мало заботит, он с легкостью может перепутать функциональный класс стенокардии напряжения, но отлично помнит даты дней рождения коллег.

В силу своей общительности, уровень социализации «коммуникатора» в коллективе очень высок. Кроме того, он хорошо чувствует диспозицию, поскольку замечает то, на что другие не обращают внимания: кто на кого как посмотрел и т. д. Часто коммуникатор отстаивает не рациональную точку зрения, а ту, которая выгодна по политическим мотивам.

Типичного представителя этого типа сыграл А. Колягин в фильме режиссера В. Трегубовича «Прохиндиада, или Бег на месте». Даже когда Любомудров (герой А. Колягина) почувствовал опасность, все равно не смог сказать «нет» своим новым подозрительным друзьям.

ТИП 4. Заведующий – «производитель результатов»

Какие результаты важны для отделения? Качественное лечение и обследование пациентов, % послеоперационных осложнений, смертность и т. д., то есть то, ради чего существует отделение.

«Производитель результатов» – настоящая пчела-труженица, его основной девиз: «Если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо – сделай это сам».

Если «бюрократ» на работу приходит и уходит вовремя, «генератор идей» – когда как, а «коммуникатор», как правило, опаздывает, то «производитель результатов» приходит раньше, а уходит позже всех.

По психотипу такой менеджер ближе к директивному – делает все сам, не доверяя важных решений никому. Он любит делать обход самостоятельно, давать четкие и безапелляционные рекомендации палатному врачу по ведению того или иного пациента.

Его рабочий стол всегда завален бумагами; то, что он не успел сделать на работе, он забирает на дом. Естественно, пытаться вникнуть в каждого пациента – очень сложное занятие, и рано или поздно «производитель результатов» начинает не справляться с работой, после чего он с горечью констатирует: «Никому ничего нельзя доверить, приходится сидеть на работе допоздна».

Разумеется, все эти 4 функции (генерирование новых идей, администрирование, коммуникация, производство результатов) необходимы для функционирования отделения. В принципе, это как 4 незаменимых витамина, и если одного не хватает, начинается болезнь отделения. Вот некоторые ее симптомы: нездоровая атмосфера в коллективе, хаос в отделе НИИ, текучесть персонала, постоянное недовольство пациентов и их родственников и т. д.

Если какого-то витамина у заведующего слишком много, возникает гипервитаминоз, который протекает согласно описанным выше типам управления.

Часто заведующий стремится подобрать персонал, который, как две капли воды, похож на него самого – это ошибочная концепция. Что было бы, если бы на руке все пальцы были большими? Рука перестала бы выполнять свою функцию.

Поэтому настоящий заведующий должен научиться ценить отличия своих подчиненных. Лечение пациентов – слишком сложный процесс для того, чтобы с ним мог справиться один человек.

Парадигма мудрого гуру медицины, великого и всемогущего, практически никогда не работала на практике, поэтому традиционные консилиумы – действительно мощный и эффективный инструмент терапии.

Также отделением нужно управлять так, чтобы оно сохраняло жизнеспособность еще много лет после ухода заведующего. Часто бывает так, что после ухода харизматичного заведующего либо профессора кафедры отделение теряет былую славу и блеск. Кто виноват? Прежде всего – этот же заведующий, который не сумел создать атмосферу преемственности знаний и умений и не создал под собой надежный фундамент учеников.

Также заведующий должен уметь поощрять ординаторов высказывать собственное мнение. Судите сами: если у двух врачей все время одинаковое мнение, это означает, что один из них лишний.

Зная эти основные функции, кто чаще всего имеет большие шансы на повышение в больницах постсоветского пространства? На мой взгляд, существуют три наиболее распространенных варианта:

1) Врач имеет высокопоставленных родственников или финансовые ресурсы, необходимые для повышения, которые – что немаловажно, – готов потратить.

2) Коммуникатор, который на каком-то этапе «стал своим», с высокой степенью социализации.

3) Хороший «производитель результатов», который качественно и «трудоголично» лечил пациентов, его заметили и оценили.

Что произойдет, если «чистый» «производитель результатов» станет заведующим отделения? Отделение потеряет хорошего и добросовестного ординатора или палатного врача и не приобретет хорошего заведующего.

Определившись с тем, к какой группе руководителей относитесь вы, можно начинать работать над собой.

Так, если у вас талант придумывать новые и оригинальные идеи – развивайте его в себе, станьте не просто хорошим, а «блестящим генератором идей»! Но при этом не забудьте выработать некоторые качества, присущие заведующему-«бюрократу» и «коммуникатору». Если вы легко сходитесь с людьми, быстро находите общий язык и любите помогать другим – станьте виртуозом коммуникации, но при этом воспитайте в себе заурядного «бюрократа», а также «производителя результатов» и «генератора идей».

Для успешной реализации себя в качестве заведующего необходимо найти оптимальный баланс работы с коллегами и пациентами. При этом необходимо постоянно заниматься самообразованием и не забывать эффективно администрировать свою деятельность.

Из книги «Чему не научат в медицинском вузе»

Юрий Чертков, бизнес-тренер, директор компании
«Агентство Медицинского Маркетинга»



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *