Каков он, идеальный заведующий?
Часть 1

Просмотры: 309

Идеального заведующего в наше время встретить так же тяжело, как встретить единорога. Возможно, идеальных руководителей, впрочем, как идеальных людей, вообще не существует в природе.

Настоящий руководитель должен суметь построить доверительные и, по возможности, долгосрочные отношения со своими подчиненными, с пациентами, которые лечатся в отделении, а также с коллегами из других отделений.

Существует достаточно большая группа заведующих, которых образно можно назвать «физик от медицины». Вся его работа сводится к тому, что он анализирует, как функционирует отделение по сугубо формальным признакам: все ли во время приходят на работу, правильно ли ведется документация, находится ли все на своих местах, не нарушен ли определенный порядок. Этот тип руководителя настолько заботит форма, что он абсолютно забывает о содержании (правильно ли лечатся пациенты). Часто такие заведующие любят, чтобы проводилось большое количество ненужных исследований и анализов, просто потому, что положено. Также данный тип заведующих часто бьется за формальные статистические показатели по отделению.

Если пациент находится на мониторном наблюдении, то такой врач вначале посмотрит на показатели монитора, а только потом – на больного. Чаще такой заведующий находится в собственном кабинете.
Существует и другая крайность (совершеннейшая

противоположность вышеописанному), когда заведующий много времени проводит где угодно, но только не в своем кабинете.

Часто его можно застать в палатах, беседующим с родственниками пациентов, во врачебной ординаторской, наводящим порядок в кабинете старшей медицинской сестры, читающим лекцию, в коридоре, расставляя предметы интерьера или пересаживая цветы по принципу фэн-шуй. Это – «поэт от медицины».

Его абсолютно не интересует ведение документации, статистика отделения, часто в таких отделениях царит хаос.

Безусловно, два вышеописанных примера – крайности, и для получения оптимального результата необходим баланс таких качеств, как творческий подход в комбинации с сильной административной составляющей.

Стоит ли заведующему всегда стремиться быть лучшим в своем деле? Например, должен ли заведующий кардиологическим отделением лучше всех врачей в своем отделении знать кардиологию?

В странах постсоветского пространства сформировалась устойчивая концепция лидерства заведующего, направленная на первенство знаний своей медицинской специальности. Однако это неправильный подход для управленца.

Некоторые заведующие стремятся к победе любой ценой; как правило, основную ставку они делают на себя, невзирая на функционирование отделения в целом. Если появляется возможность поехать на зарубежный конгресс, они, как правило, едут сами. Более того, после возвращения они не обременяют себя лекцией для врачей, не рассказывают, что же они узнали нового. Они, как правило, говорят что-то вроде «Ничего выдающегося на конгрессе не было, потерял время впустую».

Такой тип заведующих можно назвать «успешный заведующий». Часто они заботятся о хороших показателях отделения, защищают диссертацию. После того, как они покидают отделение, например, идут на повышение, после них остается масса недочетов, слабый врачебный коллектив, масса незавершенных исследовательских проектов…

Однако не для всех руководителей профессиональное лидерство стоит на первом месте. Например, для «рационального заведующего» главное – сформировать уважительные и долгосрочные отношения с коллегами, постоянными пациентами, соседними отделениями, фармацевтическими компаниями, то есть все то, что обеспечивает устойчивость функционирования отделения и постоянное развитие. Такой заведующий платит рациональную цену за определенный результат, экономит ресурсы отделения, заботится о завтрашнем дне. Для него характерны самодостаточность и ориентация на пациента, которые определяются его способностью к отзывчивости.

Вообще, для управленца здравоохранения быть хорошим человеком важнее, чем быть хорошим специалистом в какой-либо узкой области медицины. Для эффективного управления отделением нужно знать свои сильные и слабые стороны: это позволит усиливать сильные и усреднять слабые.

Почему именно так? Не проще ли стать идеальным заведующим, если при имеющихся талантах побороть свои слабости? Увы, не продолжая развивать своих природных талантов, а лишь сосредоточившись на работе над ошибками и борьбе со своими недостатками, можно из талантливого человека с изъянами превратиться в обывателя без недостатков, но и без особых талантов.

Так, если бы A.C. Пушкин забросил свой талант стихотворца и стал заниматься математикой, из него бы вышел просто заурядный математик, а вовсе не гениальный поэт. Как понять, в чем силен заведующий, а в чем слаб, и над чем стоит работать? Разобраться во всех типичных крайних проявлениях, их плюсах и минусах поможет классификация заведующих на 4 группы, которые условно можно назвать так: заведующий-«генератор идей», заведующий-«производитель результатов», заведующий-«коммуникатор» и заведующий-«бюрократ».

Из книги «Чему не научат в медицинском вузе»

Юрий Чертков, бизнес-тренер, директор компании
«Агентство Медицинского Маркетинга»



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *