Компетентность и квалификация доктора

Просмотры: 949

На встречах в Академии успешного врача (АУВ) тренеры Агентства медицинского маркетинга (АММ) часто задают вопрос докторам: что для вас означает понятие «успешный врач»?

Ответы – самые разные: удовлетворенность работой, признание пациентов, деньги, совсем мало врачей вспоминают о карьере, для кого-то важнее всего – эффективные результаты лечения. Но в любом случае – все стремятся к определенному успеху в своем деле либо (как минимум) думают, что стремятся.

Врач и бизнес

«Дело» – славянское слово, хорошее, правильное, наше. Слово «бизнес» доктора как-то не очень любят. Почему-то… Хотя во многих русских словарях оба слова пишутся через запятую, то есть являются синонимами.

Врач и медицинский бизнес – это настолько разноплановые и несовместимые понятия для многих коллег в Украине, что уже готов услышать гневные возгласы, что, мол, медицина и бизнес – это несовместимые вещи, а доктор – не продавец и не бизнесмен…

«Медицинский бизнес – это не для нас, мы больше советчики, информаторы, мы о здоровье заботимся!».

Не будем спешить.

Проведем небольшой эксперимент. Если вы, уважаемый доктор, заканчивали лечебный факультет, то найдите свой диплом об окончании медицинского вуза и прочитайте, какая у вас специальность. Вы увидите запись: «лечебное дело». А теперь переведите на английский при помощи Google и получите что-то похожее на аналог – medical business. Получилось? А Вы говорите – нет связи между медициной и бизнесом…

В любой развитой стране каждый врач – немного бизнесмен. И ничего в этом плохого нет, иначе какой смысл инвестировать годы жизни, средства, терпеть лишения, грызть гранит медицинской науки? Чтобы услышать «спасибо» от пациентов и общества? Это, конечно, очень важно и ценно, но на какие средства врачу жить, учиться, развиваться, путешествовать, создавать семью и кормить детей?

Даже всеми уважаемый основоположник правил в медицине Гиппократ не представлял себе, что доктор будет лечить бесплатно. Несмотря на то что именем этого великого лекаря пациенты часто манипулируют, намекая на необходимость бесплатного лечения, реальных подтверждений этому нет. Наоборот, бытует мнение, что бесплатное лечение наносит вред и врачу, и пациенту: «Не лечи бесплатно, ибо тот, кто лечится бесплатно, рано или поздно перестает ценить свое здоровье, а тот, кто лечит бесплатно, рано или поздно перестает ценить результаты своего труда» (приписывается Гиппократу).

И, как показывает разбор на тренингах для врачей, – эта фраза вдохновляет доктора как на профессиональный рост, так и на то, чтобы объяснять пациентам ценность здоровья. Ведь если пациент не платит за медицинскую услугу, он не понимает и не поймет финансового эквивалента своего здоровья.

Именно поэтому медицинские услуги в любой развитой стране стоят достаточно дорого. Естественно, не всегда пациент платит за них из своего кармана, но в любом случае эта стоимость отражает затраты на поддержание его здоровья.

Основные постулаты отношений «врач – пациент» там сформированы давно, и они довольно просты:
• Медицина – это дорого
• Здоровье лучше беречь с ранних лет
• Без медицинской страховки лечение оплачивается пациентом

Что же может продавать доктор?

При ответе на этот вопрос в группах украинских врачей всегда наступает замешательство, связанное с непониманием самого слова «продажи». Часто этот термин увязан с чем-то очень неудобным и тем, о чем не принято говорить.
Доктор может «продавать» пациентам не что иное, как медицинскую услугу, напрямую связанную с его уровнем знаний, опытом, интуицией, умениями, навыками. В идеале – когда все эти внутренние факторы огранены умением коммуницировать с пациентом и коллегами.

На основе определенного опыта проведения тренингов в рамках Академии успешного врача в Агентстве медицинского маркетинга разработана классификация докторов (частично приведена в первой книге):

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – «врач-врач». Доктор, который знает медицину, но не больше. Все, что за пределами знаний о патологии, – это вне его компетенции, это – проблема пациента. Естественно, что таких врачей не очень любят пациенты. И понятно почему.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – «врач-менеджер», у которого достаточный уровень знаний, и, кроме этого, он умеет «соединять» процессы, сотрудничая с коллегами, ведущими клиниками, диагностическими центрами, лабораториями, обладает способностью управлять пациентами и уже имеет навыки перевода пациентов в клиенты – все это для улучшения диагностического и лечебного процессов. С такими докторами пациентам уже легче.

И самый высокий – ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – «врач-коммуникатор». Это доктор с высоким уровнем знаний, навыками менеджера и самое главное – умением доступно донести до пациента (будь то профессор-теоретик или доярка) необходимую информацию. Их отличает способность выстраивать со своими клиентами долгосрочные взаимовыгодные отношения. Они понимают, что в самое сложное время потрясений, трансформаций и прочих неприятных внешних событий выживут те доктора, у которых будет достаточное количество клиентов…

Такая вот ставится задача перед современным успешным доктором – пройти непростой путь от «врача-врача» до «врача-коммуникатора» и приобрести максимальное количество клиентов.

…А слово «бизнес» не такое уж страшное: англ. business – «дело», «занятие», «предприятие».

Из книги «Доктора, зарабатывайте! (2)»

Юрий Чертков, бизнес-тренер, директор компании
«Агентство Медицинского Маркетинга»



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *