Контекстуальная компетентность

Просмотры: 218

Эта компетентность включает владение социальным контекстом. Иными словами, преуспевающий доктор должен понимать, ГДЕ и КОГО он лечит. Подход «все пациенты равны» не срабатывает хотя бы потому, что мы лечим самого пациента, а не его болезнь.

Часто так бывает, что врач из государственной больницы переходит на работу в частную клинику. При этом контекст изменился, а доктор продолжает использовать привычное поведение, при этом удивляется – а почему руководство частной клиники им недовольно?

Данная компетентность предусматривает умение доктора считывать «скрытое ожидание» пациента. Внешняя причина обращения к врачу может выглядеть вполне стандартно, то есть пациент пришел к доктору решить некую проблему. Однако в контексте у пациента может быть второй, скрытый план, который, как правило, носит иррациональный характер, а иногда и с фантазиями по поводу личности и возможностей доктора.

Это может быть скрытая просьба повлиять на супруга, ожидание найти несуществующую болезнь, объект, на который можно перекинуть ответственность и т. д. Эти ожидания «второго плана» важно учитывать, так как они в значительной степени влияют на желаемые реакции пациента и, в конечном счете, на гонорар доктора.

Доктор может невольно или осознанно поддерживать эти фантазии и инициативы пациента или, наоборот, работать в направлении их коррекции и контроля.

К примеру, пациент может заявить, что готов иметь дело с тем врачом, который назначит ему лечение, при котором разрешено курить и пить… В данном контексте решать доктору – подыгрывать такому пациенту или нет, но доктор – профессионал не может себе позволить игнорировать существование подтекстов и дополнительных «сообщений» пациента.

Основные ожидания «второго плана» пациента от доктора – ШЕСТЬ КЛЮЧЕВЫХ РОЛЕЙ.

♦ «Вы, доктор, – мой «символ престижа», я могу себе позволить лечиться у известного доктора».

В первой части книги «Доктора, зарабатывайте!» был описан успех известного доктора Комаровского – вряд ли к нему приводили своих деток только из соображений медицинской компетентности доктора. Часто известных докторов обеспеченные люди приглашают на дни рождения и прочие званые вечера: наличие известного доктора в числе приглашенных – престиж.

♦ «Вы меня знаете, как никто, и я вам, доктор, доверяю. Только вам могу рассказать свои проблемы». В данном случае доктор используется дополнительно и как «психотерапевт», некая жилетка, в которую можно поплакаться.

♦ «Доктор, вы можете сказать моему мужу, что нам нужны дети по состоянию моего здоровья…», «Доктор, вы можете сказать моей жене, что меня нужно нормально кормить по состоянию здоровья» – роль агент влияния».

♦ «Доктор, я столько таблеток проглотил, а мне совсем не легче, только деньги трачу и время, да и на работе проблемы» – роль «козел отпущения» .

♦ «Доктор, звоню спросить ваше профессорское мнение о таких-то лекарствах, такой-то еде…» – роль «кот ученый» .

♦ «Доктор, а у него точно что-то серьезное или притворяется, чтобы меньше работать?» – роль «разведчик» .

И что делать с этими скрытым ожиданиями? Все просто.
1. Убедиться, что вы правильно поставили диагноз ожидание «второго плана».
2. Взвесить последствия выбора действий: что будет, если я усиливаю ожидания, что будет, если нарушаю?
3. Принять решение, что делать: подкрепляю ожидания, нарушаю ожидания, корректирую ожидания.

Разумеется, что решение принимаем в стиле «выиграл-выиграл». Учитывая определенный контекст ситуации, доктор затрачивает дополнительную энергию на роль «второго плана», а это должно и оплачиваться дополнительно.

Из книги «Доктора, зарабатывайте!», ч.2

Юрий Чертков, бизнес-тренер, директор компании
«Агентство Медицинского Маркетинга»



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *