Адаптивная компетентность

Просмотры: 194

Адаптивная компетентность

Адаптивная компетентность доктора – это способность адаптироваться под передовые тенденции терапии, способность их предвидеть, приспосабливаться к изменениям.

Путник усталый!
Какого покоя ты ждешь на земле,
когда она все время вертится?
К. Прутков

Для доктора очень большой соблазн выучить что-то навсегда и жить в этой парадигме, но в медицине это смертельно опасно. Успешные врачи, которые зарабатывают больше своих коллег, постоянно интересуются новинками, они узнают и адаптируют новые технологии, и это дает им конкурентные преимущества. Мир очень динамичен, а мы должны действовать еще оперативнее, начинать вникать уже сегодня в те вещи, которые завтра дадут нам преимущества.

Начинающих докторов больше интересует «набивание карманов» различными концептуальными медицинскими знаниями и диагностическими техниками, подтвержденными соответствующими дипломами. Удовлетворить эту потребность не так уж сложно: существует множество курсов и хороших книг, есть всемогущий интернет, дистанционные курсы с зарубежной сертификаций.

Кстати, наша компания «Агентство медицинского маркетинга» тоже старается максимально полно удовлетворить данную потребность. Каждый опытный доктор знает, что существует масса протоколов лечения того или иного заболевания. Однако на всех этапах развития врача крайне важным остается необходимость адаптации тех или иных стандартов лечения под специфику конкретного пациента. Иллюзия универсальности протоколов и стандартов, которые будут работать сами по себе, опасна! Часто можно услышать утверждения спикеров: «Весь мир уже лечит по-другому!» А где это весь мир? Весь мир лечит по-разному! И по-другому, конечно!..

При работе с кубиками врачебного конструктора нужно понимать необходимость адаптации методик для попадания в пазлы, любой стандарт требует адаптации и определенной модификации.

Кроме того, то, что было актуально вчера, сегодня уже безнадежно устарело. Многие доктора предпочитают работать по старинке, в их арсенале около десятка «крепких» и проверенных препаратов, которые они используют в 80% случаев.

Для доктора очень важно выйти из ригидной картины мира, раскрыть собственный ресурс творчества. В конце концов, когда мы что-то делаем адаптивно и по-разному, мы начинаем мыслить неординарно, возможно, даже управляемо спонтанно. Конечно, большой выбор терапевтических стратегий может привести неопытного доктора в некое замешательство, однако «эффект сороконожки» постепенно сменяется осознанием, что чем богаче выбор, тем точнее можно подобрать и индивидуализировать терапию.

Также важно понимать, что адаптивные врачи менее предрасположены к «профессиональному выгоранию».

Снижают адаптивность и приводят к «выгоранию» следующие профессиональные установки:

1. Я должен успешно лечить всех моих пациентов.
2. Если у пациента осложнение, которого могло не быть, – это моя вина.
3. Мой диагноз должен быть всегда точным.
4. Поскольку я лечу людей, то я сам должен быть здоров.

История в тему.

– Доктор, вы занимаетесь вопросами похудения пациентов, а сами никогда толстым не были, вы не знаете психологию толстого человека!

– А если венеролог лечит венерические заболевания, то он обязательно должен всеми ими переболеть или достаточно знать симптомы и разбираться в лечении?

5. Все пациенты должны меня любить и уважать труд доктора.
6. Прогресс во всем, за что я берусь, должен быть обязательно.
7. Если пациенты от меня уходят, значит, я делаю что-то не так.
8. Мои пациенты должны четко выполнять мои предписания и рекомендации.
9. Я должен осознавать все свои «слепые пятна» и быть способным их контролировать.

Если хотя бы пять убеждений из этого списка вам присущи, то это плохой знак, и есть высокий риск профессионального выгорания.

«Врачебная ригидность» – это склонность долго делать одно и то же неизменным способом. После достижения определенного профессионального уровня успешности и продуктивности вероятность «дня сурка» возрастает.

Часто это совпадает с началом кризиса среднего возраста. Внешние признаки приближения к опасной черте: доктор начинает цинично шутить относительно своих пациентов и своей профессии, часто возникают трения с коллегами, на лекциях он активно демонстрирует скуку, в глазах – безнадега… К сожалению, приходится часто видеть таких врачей. Мы очень надеемся, что наши книги и тренинги как-то помогают зажечь огонь в душах коллег.

«Врачебная изоляция» – еще один феномен низкой адаптивной компетентности. «В данном случае мы лечим вот так, и это работает!». Отсутствие обмена мнениями, точками зрения, «местечковость» терапевтических стратегий – часто такое поведение и отсутствие гибкости объясняется неким прагматизмом или ссылками на отсутствие бюджета.

«Страх». Часто именно страх мешает развитию адаптивной компетентности. Особенно опасно меняться и адаптироваться, когда доктор находится на достаточно высоком профессиональном уровне. Он апеллирует к собственному опыту, рассказывает много историй из прошлого, но нового давно уже не пробует.

Недавно на популярном мероприятии Агентства медицинского маркетинга «Дебат-клуб для врачей» выступал известный профессор. Он владел очень хорошим материалом с большим набором фактических данных, но публика его не слушала. Нужно было проявить адаптивную гибкость и изменить манеру доклада, рассказать интересную историю, клинический случай, анекдот, наконец, но он как робот прочитал слайдовый доклад до конца. Я к нему подошел, аккуратно поинтересовался, видел ли он, что люди его не слушали? Он ответил: «Да видел, но доклад был заявлен именно такой, и я должен был его прочитать».

Мы рекомендуем докторам все время ставить под сомнение и подвергать внутренней ревизии собственную адаптивную компетентность, поскольку существует сильно уж большой соблазн выйти на какой-то определенный уровень и «заснуть» или «застрять» на этом уровне. Нужно четко помнить, что мы становимся либо лучше, либо хуже, третьего, к сожалению, не дано… Это как велосипед – либо едет, либо падает…

Часто у докторов есть иллюзия – вот дотянусь до какой-то планки, а дальше можно отдохнуть и расслабиться. Фиг вам! Там, дальше – новые задачи, только более сложного уровня. Такова идеология развития!

Из книги «Доктора, зарабатывайте!», ч.2

Юрий Чертков, бизнес-тренер, директор компании
«Агентство Медицинского Маркетинга»



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *