Выгодно ли выучиться на врача?

Просмотры: 2 063


Поступать ли после 11 класса в медицинский вуз? Есть ли перспективы у медицинского образования в Украине? Как планируется изменить медицинское образование? Реформа медицинского образования глазами МЗ – как часть медицинской реформы.

Министерство здравоохранения (МЗ) Украины, чьи действия постоянно подвергаются критике, продолжает применять тактику разноплановых и разносторонних предложений по реформированию здравоохранения.

Родителям эта тактика известна как «много маленьких побед»: если не получается изменить поведение ребенка в одном принципиальном вопросе, то можно понемногу менять «все» и «во всем» – а вдруг где-то что-то да получиться, даст плоды?

В феврале 2017 года МЗ Украины поделилось на своем сайте планами на реформирование медицинского образования. Возможно, эта информация поможет родителям определиться с выбором профессии для ребенка? Или наоборот – убережет от выбора неперспективной профессии!

Согласно данным МЗ Украины, годовая стоимость обучения студента-медика в Украине составляет от 13 000,00 до 27 000,00 грн (различия в цене продиктованы выбранным вузом и специальностью). В пересчете на доллары США – это не более 1 000,00 долларов в год. Стоимость обучения врачей за рубежом в разы больше: эквивалент 62 000,00 долларов США в Великобритании, 90 000,00 долларов США – непосредственно в США.

При этом США (с численностью населения более 300 млн человек) ежегодно выпускает из всех медицинских школ до 20 тыс. человек. Украина же (с численностью населения около 42 млн человек) ежегодно выпускает более 10 тыс. студентов!

Получается, что выучиться на врача в Украине – очень и очень дешево! Но работать, соответственно, тоже… «очень недорого». Не мудрено, что Украина стала «донором» молодых врачей для ближайших стран!

Но из «низкой стоимости обучения» МЗ приходит к выводу о том, что украинский выпускник медицинского вуза не такой «качественный», как выпускник иных стран (ЕС, Канада, США, иное).

Для того чтобы изменить ситуацию, по мнению МЗ, необходимо предпринять несколько шагов.

Шаг 1. Изменение критериев отбора

Несмотря на высокий конкурс в медицинские вузы (10–30 человек на место в зависимости от специальности и вуза), уровень знаний абитуриентов медицинских вузов часто уступает знаниям абитуриентов других специальностей.

Это «обосновано» следующей выборкой за 2015 год: в ходе вступительной кампании в отдельные вузы на специальность «лечебное дело» зачисляли абитуриентов, которые сдали ВНО по профильным предметам на 140–160 баллов; в то время как на экономическую специальность зачисляли абитуриентов с проходным баллом от 180 по профильным предметам!

Согласитесь, «выборка» весьма приблизительна. Спорным также является утверждение, что качество медицинского обучения плохое, потому что «нет адекватного механизма положительного отбора на медицинские специальности». Проблемы «положительного отбора» касаются абсолютно всех специальностей, не только абитуриентов, желающих стать врачами!

Но, обобщая, решить проблему «отбора» МЗ предлагает следующим образом:

1) установить жесткие критерии вступления абитуриентов в медицинские вузы (повышение проходного балла ВНО по профильным предметам);

2) определить фиксированные квоты на набор студентов-контрактников (не более объема государственного заказа);

3) контролировать зачисление студентов-иностранцев;

4) обосновать количество государственного заказа.

Шаг 2. Повышение качества обучения

Повышение качества обучения за счет «неразрывной связи учебного процесса и науки», как предлагает МЗ в своих планах, – не очень реально. Наука финансируется по остаточному принципу, и ситуация вряд ли поменяется в ближайшие несколько лет!

Несмотря на это, на этапе обучения МЗ оптимистично предлагает:

1) создавать сеть университетских клиник (обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации медработников);

2) отказаться от признания публикаций, изданных в научных изданиях, утвержденных Министерством образования и науки Украины, и начать признавать публикации в англоязычных peer-review изданиях;

3) проверять преподавателей при приеме на работу в вуз на академическую добродетель;

4) вносить изменения в преподавание академических предметов студентам-медикам, отказаться от академических кафедр в медицинских университетах (передать эти полномочия преподавателям соответствующих вузов).

Дополнительно на этапе выпуска студентов медицинских вузов предлагается внедрить ряд нововведений, которые (как минимум) могут повысить конкурентоспособность украинских врачей при выезде на работу в иную страну:

1) проводить лицензионные интегрированные экзамены «Крок»;

2) повышать качество экзаменационных задач (использование экзаменационного теста по клиническим дисциплинам IFOM (International Foundations of Medicine – «Международные основы медицины») и вопросов экзамена USMLE (United States Medical Licensing Examination – «Экзамен на получение медицинской лицензии Соединенных Штатов Америки»));

3) внедрять практическое оценивание студентов-медиков (OSCE, Objective Structured Clinical Examination);

4) вводить западные стандарты оценки медицинских знаний.

Такое простое решение (вводить в экзаменационные задачи вопросы и тесты из международных экзаменов), конечно же, может дать определенные позитивные результаты!

По сравнению с подобным предложением, пути реформирования последипломного медицинского образования выглядят совсем «дешево и сердито»:

1) ввести механизм признания последипломного образования, полученного медиками за рубежом;

2) пересмотреть систему начисления баллов;

3) создать конкуренцию среди провайдеров медицинского образования;

4) изменить систему финансирования учреждений последипломного образования.

Если эти изменения в медицинском образовании станут реальностью, отдавая ребенка в медицинский вуз, можно сразу задаваться вопросом: будет ли он работать в Украине, либо выедет за границу во время или после учебы?



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *