Оптимизировали, оптимизировали… и все же провалили оптимизацию здравоохранения в РФ

Просмотры: 85

медицина роисся

Страны постсоветского пространства пытаются реформировать здравоохранение, имея одинаковое «наследство». На чем споткнулась и планирует ли исправлять ситуацию РФ?

Провал оптимизации здравоохранения публично признала вице-премьер РФ Татьяна Голикова. По ее словам, медицинскую инфраструктуру «никто не трогал с конца 50-х». Число больниц и поликлиник в результате реформ сократилось в два раза.

Минздрав РФ присоединился к ведомственному «каминг-ауту», признав сокращение врачей в 55 регионах страны (данные 2018 года). По итогу, здравоохранение сейчас держится не на остаточных ресурсах, а на профессиональной инерции медицинских работников.

Президент РФ тоже вынужден был признать, что финансирование здравоохранения в регионах с центра не дало никаких результатов:

«Мы несколько раз, как минимум дважды, подходили к вопросу улучшения ситуации в первичном звене здравоохранения… Исходили из того, что нужно поддержать регионы и муниципалитеты с федерального уровня. Один раз сделали и, в общем-то, приличные деньги туда направили из федерального бюджета. Прошло какое-то время – выяснилось, что необходимо вернуться к этому вопросу, опять с федерального уровня. Снова сделали и поддержали. Еще лет пять прошло – выяснилось, что… не получается, и опять пришли к ситуации, при которой нужно снова с федерального уровня предпринять дополнительные усилия и вливать дополнительные деньги».

Данный опыт РФ показывает, что без автономизации здравоохранения, без перехода на ответственность за действия в собственном регионе реформа здравоохранения не работает.

Всего на развитие здравоохранения в бюджете РФ на 2019 год было заложено 3,6 % от общих расходов (Украина в том же 2019 году запланировала выделить 3,28 %).

В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая включает в себя, кроме стран ЕС, еще и США, Новую Зеландию, Австралию, Южную Корею, Японию и т. д., показатель выше в два раза – до 6–7 %.

И РФ, и Украина привыкли экономить на медицине (на людях). Но проблема не только в финансировании, но и в эффективном использовании выделенных средств. Ведь «оптимизация» в здравоохранении в РФ началась еще в 2000-х!

Казалось, экономика тогда росла, у государства появились дополнительные деньги и можно было много чего сделать в здравоохранении РФ. Однако вместо того, чтобы заняться организацией доступной медицины, ее решили централизовать: построить высокотехнологичные центры, всех врачей-специалистов перевести в крупные поликлиники, в которые может приезжать пациент. В российских реалиях проект оказался утопией из-за проблем с логистикой (расстояний от регионов к подобным больницам, состояния дорог и др.)

По факту, «оптимизация» привела к тому, что численность занятых в здравоохранении стала уменьшаться. Если в 2005 году в государственных и муниципальных медицинских учреждениях работало 4,1 млн человек, то в 2016-м их осталось 3,8 млн. Численность врачей за этот же период сократилась с 690 до 681 тысячи. При этом объективная потребность в медицинских услугах только увеличивается!

Проблем добавил майский указ президента РФ от 2012 года. Из него следовало, что врачи должны получать 200 % от средней зарплаты по региону, а медсестры – 150 %. Не имея финансовой возможности обеспечить такие заработные платы, на практике главные врачи начали увольнять врачей и медсестер, а на оставшихся ложилась дополнительная нагрузка. Также стали массово переводить санитарок в уборщицы, потому что в этом качестве они не попадают под президентский указ.

В российской медицине распространено огромное неравенство по зарплатам внутри медицинского учреждения. Главные врачи могут получать сотни тысяч рублей в месяц, а простые врачи – 20 тысяч. За счет этого при подсчете средней зарплаты получается приемлемая цифра, которая не отображает реальное положение вещей.

По мнению отдельных экспертов, российское здравоохранение финансируется институционально неправильно. В своей массе финансирование идет через обязательное медицинское страхование (ОМС). 5,1 % отчислений в ОМС при невысоких заработных платах большинства населения РФ, большом количестве не работающих или находящихся за чертой бедности – не позволяет собирать необходимые ресурсы.

Из-за слабого первичного звена, которое могло бы лечить человека в самом начале болезни, люди массово попадают в больницу сразу в тяжелом состоянии. Таким образом, годовые отчисления на ОМС могут быть запросто потрачены за пару дней лежания в стационаре.

По мнению Евгения Гонтмахера, доктора экономических наук, члена Комитета гражданских инициатив РФ, первичное звено должно стать муниципальным (относиться к местному самоуправлению), что позволит гражданам, избравшим муниципальную власть в регионе, требовать от нее финансирования медицины на местах.

Финансирование здравоохранения в РФ неминуемо упирается в реформу местного самоуправления. Потому что, если произойдет медицинская реформа, а воссоздания полноценного местного самоуправления не произойдет, то даже вложенные деньги не дадут необходимого результата.

Еще одной сложностью системного характера является то, что отсутствуют данные о реальном состоянии здоровья граждан. Фиксируется только факт обращения к врачу. Поэтому система здравоохранения работает только на малую часть больных людей. Бόльшая же часть населения просто не попадает в сферу интереса и наблюдения медицины до появления тяжелого заболевания!

Для решения проблемы Евгений Гонтмахер предлагает провести медицинскую перепись населения РФ с выявлением реального состояния его здоровья. Это совпадет с озвученными планами Минздрава РФ, который планирует в следующие 2 года провести всеобщую диспансеризацию и профилактический осмотр россиян. В ходе этого осмотра будет определен базовый уровень здоровья жителей России и подведена статистика о том, какие болезни чаще всего в отдельных частях страны из острой фазы перетекают в хронические.

Также Минздрав РФ планирует усилить профилактическое направление в работе поликлиник. К примеру, согласно вступившим в силу 28.05.2019 года изменениям в правила обязательного медицинского страхования, пациенты с хроническими заболеваниями должны дважды в год проходить обследование, даже если у них нет жалоб на самочувствие.

При этом не планируется увеличивать число врачей, поэтому кадровая проблема и связанные с ней сложности – низкая доступность медицинской помощи, большие очереди, перегруженность медицинских работников иное – остается.

А это перекликается еще с одними выводами, сделанными Евгением Гонтмахером: в РФ совершенно не развита система оценки врача населением. Ни пациенты, ни врачи в РФ абсолютно не приучены и не принимают того, что заработная плата доктора зависит и от того, как оценили его работу пациенты.

По материалам СМИ



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *