Ограничения для медработников: местная инициатива г. Днепр или пробный камень для всей Украины?

Просмотры: 735

14.09.2017 г. Департамент здравоохранения Днепровского городского совета приказом № 473 «Об ограничениях, установленных для медицинских работников при осуществлении ими профессиональной деятельности», креативно «придумал» запреты для главврачей, не предусмотренные ст. 78-1 ЗУ «Основы законодательства Украины о здравоохранении».

Приказом № 473 Департамента здравоохранения Днепровского городского совета главврачам при осуществлении своей профессиональной деятельности запрещено:

✓ получать неправомерную выгоду от субъектов хозяйствования, осуществляющих производство или реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения или их представителей;

✓ получать от субъектов хозяйствования, осуществляющих производство или реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения, их представителей образцы лекарственных средств, изделий медицинского назначения для использования в профессиональной деятельности (кроме случаев, связанных с проведением в соответствии с договорами клинических исследований лекарственных средств или клинических испытаний изделий медицинского назначения);

✓ рекламировать лекарственные средства, изделия медицинского назначения, в том числе выписывать лекарственные средства на бланках, содержащих информацию рекламного характера, и указывать производителей лекарственных средств (торговых марок);

направлять пациентов в определенные аптечные учреждения с целью получения неправомерной выгоды;

✓ общаться с субъектами хозяйствования, которые осуществляют производство или реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения, диетических добавок и пищевых продуктов для специального диетического потребления и других, их представителями в рабочее время.

Два последних пункта списка – не предусмотрены ст. 78-1 ЗУ «Основы законодательства Украины о здравоохранении», и это уже творчество (оправданное или нет, это второй вопрос). Особое внимание – на самый последний пункт, который запрещает главврачу общаться с производителями / реализаторами (ЛС, ИМН, диетические добавки, пищевые продукты и др.) в рабочее время.

Поскольку в Приказе № 473 не указано, что запрет касается только медицинских представителей (что, очевидно, имелось в виду), и не уточнено – «при осуществлении продвижения ЛС, ИМН иное», то «нон грата» производители и реализаторы ЛС/ИМН/добавок и продуктов стали тотально! Ни тебе помощь медицинскую им не окажешь (лечимся без главврача), ни на бытовые темы не пообщаешься (поздоровался? ответственность!), ни вопросы о закупках не решишь.

Приказом № 473 также предусмотрено, что о случаях нарушения (визитах, конфликтных ситуациях и/или иных случаях, которые создают угрозы правам пациентов, репутации ЛПУ города иное) необходимо ежемесячно информировать заместителя директора ДОЗ ДГС Кокуцу Н.В.

Это еще хорошо, что Приказ № 473 не содержит «креативных» норм в части ответственности (что вполне можно было ожидать)! За нарушение требований Приказа № 473 главврачи «всего лишь» несут ответственность, предусмотренную законодательством Украины.

Также следует уточнить, что ограничения касаются ЛПУ, что находятся в коммунальном соподчинении департамента (частной медицины она не касается).

Первые же мысли, которые приходят в голову, касающиеся возможности юридического «обходного пути» вдоль ограничений, введенных Приказом № 473:

а) а не уполномочить ли приказом главврача на контакты с «запрещенными субъектами» иное лицо ЛПУ (запрет ведь касается конкретно главврачей)?
б) а не переводить ли главврачу все контакты на нерабочее время (потому что имеем четкую формулировку «в рабочее время»)?

Но самая настойчивая мысль:
в) а не подготовить ли Департаменту здравоохранения Днепровского городского совета корректный нормативный акт, с правильными формулировками, адекватный реальности по своей сути, вместо совершенно «сырого» с юридической точки зрения документа?

Или они так и задумывали?


Вопрос юристу в FB

Подскажите, если не сложно , как быть РЕПам Днепра в сложившейся ситуации..доктора запуганы , мы приспосабливаемся как можем…с точки зрения Закона об информации мы работаем в его рамках…ни о какой коррупции речь не идет!

Ответ юриста:

Что касается законности Приказа 437. Вопрос, конечно, возникает: нет ли превышения полномочий при издании приказов такого содержания? Но это теория права (не вижу смысла растекаться своим мнением, если я не предлагаю конкретных механизмов отмены приказа, и не буду это делать).
На практике главврачам региональных коммунальных ЛПУ (кстати, Приказ 437 касается коммунальных ЛПУ в регионе) лучше не иметь формальных его нарушений. И поэтому они будут избегать контактов, даже если «на всякий случай».
Не хочу открыто советовать, как обходить закон, но обратите внимание: в Приказе 437 речь идет о главврачах (и нет упоминания других лиц, в том числе уполномоченных главным врачем на решение определенных вопросов), а часть ограничений – касается рабочего времени. Вот здесь и ищите ситуационные ответы…
Что же касается п. 6 Приказа 437, в котором указано, что ЛПУ должны издать приказ об ограничениях для медицинских работников (и уже на главврачей, как в тексте, а – медицинских работников!), то это, извините за «французский», приказ «для дураков». Мол, Приказ 437 был о главврачах, а «инициативные граждане на местах» сейчас допишут то, чего и не вкладывалось изначально!
Если уж и делать приказы на местах, то буква в букву использовать начальные «установки», изданные Департаментом здоровья по своей инициативе. Но лучше делать приказ, в котором указывать только закрепленные нормативными актами ограничения (ст.78-1 Основ законодательства Украины об охране здоровья), формально это отвечает требованиям п.6 Приказа 437.
Поэтому «просто врачи» должны руководствоваться не Приказом 437, а приказами своего ЛПУ (иначе им грозит, как минимум, дисциплинарная ответственность). А так уже нужно смотреть, как будет сформулировано в приказе.
Очень надеюсь, что приказ 437 будет изменен или отменен (в имеющемся виде он юридически некорректен, но при этом – все равно имеет силу для работников коммунальных ЛПУ, по нему можно привлечь к ответственности). Его положения – сформулированы некорректно!



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *