Больницы автономизировали, автономизировали… но не выавтономизировали

Просмотры: 135

моз

Вслед за автономизацией учреждений, оказывающих первичную медицинскую помощь, следует аналогичные изменения статуса учреждений, оказывающих амбулаторную специализированную и госпитальную помощь. Но не все гладко.

К апрелю 2020 года автономизацию должны пройти все учреждения, оказывающие амбулаторную специализированную и госпитальную помощь. Уже автономизировано более половины подобных заведений в Украине (больше всего на Полтавщине – более 97%, где реализуется пилотный проект по трансформации специализированной медицинской помощи, тройку лидеров замыкает Винницкая (97%) и Харьковская (94,6%) области; отстают Днепропетровская, Луганская и Черновицкая области).

У отстающих есть своя логика и мотивы. От отсутствия понимания и необходимых ресурсов, до отсутствия желания и расчета на отсрочку реорганизации медучреждений и продолжение финансирования учреждений здравоохранения третичного уровня области за счет медицинской субвенции.

По примеру автономизации учреждений первичного звена, можно сказать, что финансирование «отстающих» в результате ляжет на плечи местного бюджета (и значит, другие статьи расходов на местах не получат необходимого финансирования).

Напомним, что автономизация учреждений медицинской помощи является задачей местных властей. Преобразование медучреждений из бюджетных учреждений на предприятия (КНП) обозначено как обязательное условие их присоединения к трансформации системы здравоохранения.

Учреждения, оказывающие первичную медицинскую помощь, сотрудничают с НСЗУ с июля 2018 года, достигнув до конца 2018 уровня в 97%. На данный момент НСЗУ подписала договоры с 1040 заведениями первичной медицинской помощи, прошедшими процесс автономизации.

«Процесс изменений в системе здравоохранения уже необратим. Так, как когда-то было – уже не будет», считает Олег Петренко, председатель Национальной службы здоровья Украины.

При этом, КМУ не смог в запланированном режиме запустить автономизацию четырех крупных больниц национального значения, принадлежащих МОЗ Украины: Научно-практического медицинского центра детской кардиологии и кардиохирургии, Национальной детской специализированной больницы «Охматдет» МОЗ Украины, Национального института рака и Института сердца МОЗ Украины.

Причин тому много. Одну из причин озвучила Ульяна Супрун, ранее исполнявшая обязанности министра здравоохранения Украины:

“Для медицинских феодалов, которые годами наживались несовершенстве системы, – конец возможности сидеть на потоках и зарабатывать на здоровье украинцев. Учреждение должно работать по четким правилам. В центре внимания должно быть здоровье пациентов, а не интересы руководства. Электронная система eHealth не позволит лгать по статистике, отчетности и заберет пространство для манипуляций по обеспеченности учреждения. Эпоха “вечных главных врачей” подходит к концу. Много борьбы и работы еще впереди, но эти изменения уже не остановить, а их отсрочка только отдаляет украинский от доступной и качественной медицины.”

Что касается ситуации по городу Киеву, то она довольно стабильная.

24.10.2019 года Киевская городской совет на своем заседании принял решение об автономизации 69 учреждений, оказывающих специализированную и госпитальную помощь, что позволит им в апреле 2020 года подписать договор с НСЗУ и сменить модель финансирования.

«Что это означает для киевлян? Создана возможность развития учреждений и улучшения медицинских услуг, ведь медицинские учреждения получают свободу и могут полноценно хозяйство без указания «сверху». Что это означает для украинцев? Они свободно смогут ездить в любую киевскую больницу, а те, в свою очередь, будут им очень рады. Ведь деньги пойдут за пациентами», – отметила министр здравоохранения Зоряна Скалецкая.

По материалам МОЗ Украины



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *