Медицинская риторика: чем мы рискуем?

Просмотры: 1 314


Врачи без границ

Предположим, что мы нарушаем правила — чем мы рискуем? Тем, что будем делать это слишком часто!
Вот такой простенький на первый взгляд ответ уводит нас от главного, заставляет задуматься не о сути вопроса, а о правилах, которые нельзя нарушать.

Этот пример отлично иллюстрирует, как лишнее и наносное в парадигме отношений «врач — пациент» и «врач — руководство» заслоняет собой наши истинные цели, заставляет тратить силы на попытки соответствовать чьим-то представлениям о том, каким должен быть настоящий врач. А ведь традиционные взгляды на профессию медицинского работника держатся на глиняных ногах. Общепринятая манера консультации пациентов прикрыта вуалью фальшивой вежливости и деонтологии на зыбкой почве сомнительных правил и несуществующих клятв, которые нам навязывают не один десяток лет, дабы меньше платить и увеличить степень нашей ответственности.
По сути, миссия врача — одна из самых грандиозных манипуляций в истории человечества. Ведь стремление защитить свои границы заложено в нашей природе, это необходимо для сохранения душевного равновесия, в конце концов, психического здоровья. И только врача на разные лады убеждают в том, что его профессия не имеет границ. Врач должен. Тут, пожалуй, можно поставить точку.
Потому что должен он всем и всегда. Должен брать трубку телефона в любое время дня и ночи, спешить к пациенту по любой погоде и при каких угодно обстоятельствах. Должен отвечать за эффективность лекарственных средств, даже если пациент забывает их вовремя принимать или сэкономил и купил по совету соседа «такой же» аналог. Но самое главное — врач должен каждую минуту своей жизни отдавать на благо больного, не зря же ему так активно навязывается комплекс «защитника здоровья» и великого благодетеля, который в ответе за все.
И больной с удовольствием этим пользуется. Вновь и вновь под маской мученика апеллирует к нашим чувствам, без тени сомнения звонит среди ночи, чтобы вылить на нас ведро жалоб, и ожидает, что мы бросим все и кинемся его спасать. А как иначе? Ведь мы же врачи, стало быть, обязаны всем помогать…
Со стереотипами бороться бессмысленно и вредно для здоровья. Для того они и создаются, чтобы облегчить людям картину мира. И отказываться от многовековых представлений ради нашего удобства никто не станет. Поэтому восстанавливать стертые границы придется самим, причем неявно в корректной форме. В конце концов, врач — профессия интеллигентная.

Магия слова
Волшебная сила убеждения способна противостоять историческим лавинам, прививающим врачу комплекс обязательности, презумпции виноватости, «стыдности» зарабатывания денег, обязанности служения интересам пациентам в ущерб собственным потребностям. Не говоря уже о том, что врачебное слово по эффективности нередко превышает плацебо. Между прочим, в клинических исследованиях плацебо демонстрирует позитивный эффект примерно в 30-50 % случаев, а при клинической депрессии этот показатель достигает 75 %. И чем сильнее вера врача в успех лечения, тем убедительнее результаты лечения. Пламенная сила врачебного слова способна сжечь дотла сомнения пациента, вдохнуть в него надежду, окрылить и заразить идеей выздоровления. Так что медицинская риторика нам нужна не только для того, чтобы защитить собственные интересы, но и с целью усилить влияние на пациента и таким образом добиться скорейшего улучшения его состояния.

Однако без грамотного владения слово — это бесконтрольная стихия, результат которой непредсказуем. Нам важно превратить его в послушный инструмент. Ведь словом можно излечить, но и, к сожалению, навредить.

Все, кто сейчас торопится осудить данную рубрику, — не спешите. Прочитайте все публикации и сделайте более полный вывод.
Техники вдохновения пациентов во многом схожи с эффективными законами воздействия на людей. Все крутится по одним законам, которые используются, например, в рекламе. Искусство говорить и уговаривать преподносилось как обязательное знание во все времена — от Аристотеля и Цицерона до Гитлера и Вольтера. И то, что сегодня риторика остается в тени, не мешает умелым манипуляторам пользоваться ее приемами для достижения собственных целей.
Причем, на всех уровнях — в политике, маркетинге, продажах, личных отношениях. Риторика — естественное знание, которым человек начинает пользоваться еще с детской песочницы. Помните сакраментальное: «Сам дурак»? Или не менее эпичное: «Надо, и сделал»?

— Миша, почему ты наступил кошке на хвост?
— Надо, и наступил.

Классический, хоть и примитивный пример успешной риторики, когда дальнейшие аргументы оппонента нивелируются его незнанием о мотивах Миши. Всего два слова — и ребенок выиграл спор. Так куда же эта природная мудрость девается с годами? Почему мы позволяем другим людям управлять нами, принимаем на себя ненужное и такое некомфортное чувство вины, напрочь забывая о собственных границах, как личных, так и профессиональных? И еще более интересный вопрос: почему искусству общения не учат в медицинском ВУЗе? Ведь всем известна формула треугольника исцеления: нож, трава и слово! А значит, после молитвы, таблетки и скальпеля медицинская риторика оставляет за собой огромную неизведанную область.

Нарушители стереотипов
Многие доктора, которые считаются лучшими в своей сфере, постоянно нарушают общепринятые правила коммуникации с пациентами и делают это в высшей степени успешно. Специально или неосознанно, они используют медицинскую риторику в коммуникации с пациентами. Их пример доказывает, что правила общения с пациентами существуют для того, чтобы их нарушать. Хорошему специалисту важно научиться выводить пациентов из зоны комфорта. Нужно призывать, лидировать, побеждать!
Доктор — «нарушитель стереотипов» подстраивается под пациентов, действует под маской равноправия с ними, но при этом лидирует, побеждает страх и неуверенность человека с целью привести его к выздоровлению.
Потенциал медицинской риторики неисчерпаем. Запас прикладных приемов и отточенных идей в этой области может совершенствоваться всю жизнь.

Всадник в белых доспехах
В данной рубрике я буду приводить множество речевых модулей, воздействующих на пациентов, стратегий и тактик убеждения, но отразить всю палитру коммуникации «врач – пациент» все равно не выйдет. Это бесконечный процесс совершенствования!
Если выбранный вами путь сейчас кажется хорошим, то можно вспомнить пословицу: «Все можно сделать лучше»! А если он не дает желаемых результатов, то медицинская риторика проведет вас по бездорожью, свозь хаос медицинских дискуссий и непонятных управленческих решений. В неустанном творческом порыве вы способны построить новые мосты, сформировать свой мир, окружить себя пациентами, которых приятно лечить, и получать благодарность за свой нелегкий труд.
Доктор должен уметь вызывать у пациентов внезапную смену эмоций, побуждать к конструктивному поведению, призывать к активным действиям, необходимым для восстановления здоровья. Если хочешь во время игры вытащить из рукава козырный туз, то следует не уповать на чудо, а загодя сунуть козырный туз себе в рукав. Как говорится, если ты сел за карточный стол и не знаешь, кто из игроков — лох, будь уверен, этот лох — ты!
Медицинская риторика уничтожает в пациенте то беспомощное, демотивирующее, неконструктивное состояние, на пике которого и возникла болезнь. Доктор, как всадник в белых доспехах, выводит пациента из тупиковой ситуации.
Таинственная и завораживающая коммуникация с пациентом, подобно белой магии, исцеляет, вдохновляет, излечивает.
Медицинская риторика представляет собой роскошную и многоцветную смесь различных технических приемов, методов и инструментов, воздействующих на пациентов.
По сути, медицинская риторика напоминает шкафчик с лекарствами, где каждое средство имеет бирку с инструкцией по применению. Правда, никогда не бывает 100 % гарантии результата. Всегда важно помнить о том, что мы управляем вероятностями. Казино выигрывает в 51 % случаев, игрок — в 49 %, разница — всего 2 %. Но в результате рано или поздно все деньги достаются казино. Важно соблюдать два правила: играть по утвержденному стандарту и максимально пролонгировать игру. То есть, если мы будем делать все правильно, вероятность успеха будет на нашей стороне, вот в чем главный секрет!

Рецепт лидерства
Ну что же, приведем несколько простых примеров.
Одним из приемов убеждения пациентов является постоянное повторение главной мысли. Классическая фраза: «Полагаю, что Карфаген должен быть разрушен» напоминает нам о том, что повторение главной мысли надежно закрепляет ее в голове собеседника. Также медицинская риторика оказывает неоценимую помощь в коммуникации внутри коллектива. Хлесткая простота, яркость высказываний позволяют завоевать в коллективе доминирующие позиции.

Заведующая докторам:
— Что вы все жуете, здесь же не столовая!
Ответ:
— Мы знаем, поэтому еду принесли с собой!

Заведующая врачу:
— Почему в последнее время вы так плохо работаете?

Заметьте, в вопросе есть оценка. Начнем оправдываться — негативная оценка закрепится.
Ответ:
— А как вы пришли к такому неправильному выводу?

— Доктор, вы говорите на русском или украинском?
— Знаете, я предпочитаю подстраиваться под пациентов… Среди украинцев я украиноязычный, среди русскоязычных — я русскоязычный…
— Доктор, а среди дураков?
— А среди дураков… я впервые!

Призываю всех докторов в совершенстве овладеть приемами медицинской риторики. Демонстрируйте «доминанту победителя» посредством речи. Искусно нарушайте правила, управляйте разговором по собственному усмотрению, лидируйте и лечите словом!
Языковые приемы нужно прятать и маскировать, пациент не должен понимать наши техники и стратегии. Выражайте симпатию к больному, проявляйте заботу и искреннюю эмпатию, играйте на клавиатуре языковых средств и паравербальных возможностей, лидируйте и исцеляйте!

(Продолжение следует).

С уважением,
Юрий Чертков,
директор компании
«Агентство Медицинского Маркетинга»



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *