Медицинская риторика – инструмент успешного врача

Просмотры: 174

Медицинская риторика - инструмент успешного врача

Медицинская риторика может вполне претендовать на статус отдельного предмета, который нужно изучать в медицинском вузе. Убеждение в этом подтолкнуло меня начать работу над созданием такого раздела науки.

Моя первая бабушка, мамина мама, умерла в возрасте 52 лет от повторного инсульта. Она долгие годы страдала повышенным артериальным давлением и… вообще не принимала таблеток. Женщина с высшим педагогически образованием, жена полковника вооруженных сил – не принимала таблеток! Поразительно, но доктора не смогли убедить ее в том, что когда давление повышено, его необходимо понижать!

Моя вторая бабушка, папина мама, умерла от почечной недостаточности в возрасте 62 лет. У нее был сахарный диабет второго типа, и она не принимала сахароснижающие препараты. Бабушка была женой народного судьи города и работала провизором. До сих пор помню, как она мне говорила: «Доктор говорит, что надо бы принимать препараты, снижающие сахар в крови, но я-то знаю, сколько у этих препаратов побочных эффектов»…

Накопленный жизненный и профессиональный опыт, регулярная работа с врачебными группами в тренинговом и лекционном форматах дают мне осознание абсолютной нужности медицинской риторики для практикующих врачей.

Специалисты, которые прочитали книги для врачей «Чему не научат в медицинском вузе» и «Доктора, зарабатывайте!», ч 1, знают, что я как автор предпочитаю придерживаться четкой структуры, поэтому начну с глоссария.

Риторика – наука об эффективном применении речевых компонентов (слов и фраз), сценариев (скриптов) во время общения с другими людьми и во время публичных выступлений. Риторика описывает технические приемы, которые позволяют добиться коллегиального решения в свою пользу или просто выбить почву из-под ног оппонента. Термин техника предполагает практические навыки – определенные знания, мастерство. Овладение техниками риторики дает докторам дополнительные возможности. Сначала риторика считалась искусством убеждать словом, теорией эффективной, убедительной публичной речи. Аристотель соотносил риторику и логику. Именно его считают основателем классической теории аргументации.

Диалектика (в дословном переводе «внутренняя противоположность»), означает возможность вести диалог и убеждать партнера по дискуссии в своей правоте. Это искусство убеждения и вместе с тем – готовность решать проблемы посредством общения, когда консенсус достигается в процессе взаимного познания. При этом важно точно сформулировать мысли, трансформировать их в слова, которые близки адресату, с целью достижения взаимопонимания. Цицерон называл диалектику «исследователем и судьей истинного и ложного». Современное понимание диалектики намного шире и относится к философии. Под ней понимают науку об общих законах движения и развития природы, общества и мышления как процесса борьбы противоположностей.

Эристика считается высшей школой мастерства, это техника ведения спора, диспута и полемики. Под данным термином подразумевают не только владение специальными приемами, но и способность представить неопровержимую аргументацию, позволяющую одержать принципиальную победу в споре. Эристика была создана софистами и вытекала из убеждения, что на свете нет объективной истины.

Рабулистика – это искусство изощренной аргументации, позволяющее выставить предмет обсуждения или последовательность чьих-либо мыслей в нужном свете, не всегда соответствующем действительности. Рабулистику нельзя назвать самостоятельной наукой, она объединяет риторику, логику и эристику.

Медицинская риторика – это манипулирование всеми необходимыми приемами для того, чтобы направлять беседу с пациентами или коллегами в желательное русло и подводить собеседника к желательному выводу и результату.

Цель медицинской риторики – помочь практикующему врачу овладеть психологическими приемами и речевыми навыками, которые сделают его убедительным для пациентов, партнеров, коллег, научат разрешать в свою пользу трудные ситуации и в профессиональной и в повседневной жизни.

Медицинская риторика – высокоэффективный терапевтический и коммуникативный инструмент.

К сожалению, часто мы этим инструментом орудуем неуклюже, как громоздким и тяжелым мечом. И главная задача этого раздела – раскрыть секреты, благодаря которым доктор будет манипулировать речью как хорошо отточенной шпагой. Медицинская риторика в момент вербальных атак может быть хлесткой и беспощадной, в своем завораживающем танце она способна сокрушить агрессора.

В данном аспекте необходимо рассматривать различные рабочие и жизненные сценарии, с которыми обычно сталкивается доктор, и вырабатывать скрипты и речевые модули реагирования на них, находить те или иные поведенческие стратегии в стереотипных профессиональных и жизненных затруднениях.

Насколько навыки медицинской риторики способны увеличить личную эффективность доктора? О каких цифрах идет речь – 10, 30, 50 %?

Есть статистика, согласно которой в рамках делового общения 80 % зависит от коммуникативных навыков и только 20 % – от узкой профессиональной подготовки. Конечно, этот тезис спорный, но судите сами: узкая подготовка – это некий обязательный уровень, без которого мы не получим диплом, не пройдем дальнейшую квалификацию и аттестацию, то есть, по этому компоненту профессионализма все врачи приблизительно равны.

А вот как раз в коммуникативных и маркетинговых компетенциях разница в навыках и знаниях врачей огромна, и именно восполнив этот пробел в образовании, можно добиться существенного прорыва.

Почему для врача так важно владеть приемами, которые позволят ему влиять на свое окружение? Ответ прост: потому что он врач. То есть, специалист, от способности убеждать которого зависит, пройдет ли пациент курс лечения, купит ли необходимые препараты и дойдет ли вообще до аптеки или выбросит назначение, вооружившись самонадеянным: «Я лучше знаю, ведь у меня есть Google».

Но это лишь одна сторона медали. Как известно, врач, помимо ответственности за больного, чувствует постоянное давление. На него давит руководство, через него пытаются достичь своих целей медицинские представители фармкомпаний, а нередко – и не слишком корректные коллеги (профессиональную конкуренцию никто не отменял!).

Обучаясь правильно реагировать на такое внешнее влияние, врач берет под контроль свою жизнь и карьеру. Но чтобы стать проактивным лидером, мало лишь отражать атаки – нужно и самому влиять на свое окружение. Человек, который умеет убеждать других и настаивать на своих решениях, всегда поднимается по карьерной лестнице быстрее и выше более нерешительных коллег.

Благодаря медицинской риторике доктор может освоить множество необходимых в ежедневной практике коммуникативных приемов и лидировать в общении, защищаться, контратаковать, сглаживать острые углы и отсекать вербальные поползновения.

Но это не все. Помимо профессиональной, есть еще и повседневная жизнь. И в ней нас окружают разные люди. В семье, на работе, в кругу знакомых всегда будут те, кто желает нам добра или зла. Люди, которые завидуют нам белой либо черной завистью, хотят подтолкнуть к необдуманным и невыгодным для нас действиям.

Многие из них стараются насадить нам комплекс вины – в профессии врача такое встречается особенно часто. «Вы меня плохо лечите», «Ваши лекарства не помогают», «Что-то от вашего лечения мне стало хуже» – самые безобидные и простые варианты такой манипуляции. А ведь есть еще те, кто мучают нас советами, когда мы этого не просим, отвлекают от действительно важных дел и осознанно или неосознанно заставляют заниматься их проблемами.

В последнее время многие партизаны словесных войн успели превратиться в настоящих снайперов и наслаждаются собственными остротами, выстрелами и вербальными атаками – разумеется, за чужой счет.

Вербальные мины подстерегают практикующего врача каждый день. Словесные залпы коллег и пациентов часто сбивают с правильного курса, заставляют укрепиться в предубеждениях и тормозят развитие. Если мы верим не себе, а другим, мы не способны активно влиять на мир, менять его в лучшую сторону. А будем честны: врачу, который в себе сомневается, не доверяет собственным решениям, остается разве что сменить профессию. Поэтому так важно уметь отстаивать себя как личность и специалиста.

Нападки на врача со стороны пациентов, болезненные уколы окружения, междоусобные войны и интриги в отделениях, непослушание детей, несоблюдение режима терапии пациентами, борьба за материальные ресурсы семьи – во всех этих случаях вам будет помогать медицинская риторика – особая наука на стыке медицины, психологии, менеджмента, правоведения и самомаркетинга.

При изучении медицинской риторики, а также при использовании описанных в ней техник, инструментов, поведенческих сценариев вам придется изменять свое сознание. Нужно будет вникать в неисчерпаемые возможности использования языка и речевых модулей, оперировать определенными фразами и даже отдельными словами и проверять эффективность различных словесных цепочек.

Дискуссия, консилиум, спор, диалог, переговоры, полемика, сочувственные речи – с этими формами коммуникаций современный врач сталкивается каждый день. Без умения грамотно объяснять терапевтическую стратегию, доказывать свою позицию, убеждать в необходимости начать лечение или решиться на операцию, аргументировать личную диагностическую точку зрения и анализировать позицию коллеги либо пациента невозможно быть по-настоящему эффективным врачом.

Юрий Чертков, бизнес-тренер,
директор компании
«Агентство Медицинского Маркетинга»



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *