Как открыть частную практику / регистрация ФОП

👁 15 890 переглядів


Для некоторых врачей начало собственной практики (или работа по найму в частной медицине) – это единственная возможность зарабатывать, а не выживать! Да, бизнес в Украине переживает сложности, но государственное здравоохранение – в намного более пессимистичной ситуации.

Открыть частную практику – сложное и ответственное дело. Как прыжок через пропасть – перепрыгивать нужно целиком и сразу! Но вот подготовиться (узнать, что вас ждет и как с этим справляться) – в несколько заходов вполне возможно.

Что нужно сделать, чтобы непосредственно подать документы на государственную регистрацию? В статье рассмотрен простой вопрос: регистрация врача как частного предпринимателя.

Регистрация ЧП, ФОП, ФЛП, СПД – все это одно и то же! Это всего лишь «разные торговые названия для одного международного непатентованного наименования», если говорить языком врачей и фармацевтов.

Соответственно, «регистрация физического лица – предпринимателя» (сокращенно ФЛП) на русском языке – это то же самое, что «реєстрація фізичної особи – підприємця» (сокращенно ФОП) – на украинском (далее – ФОП).

ЧП – это частный предприниматель, СПД – субъект предпринимательской деятельности. А суть-то одна и та же…

Кто проводит регистрацию? Раньше это делали государственные регистраторы, им и сдавались документы. Сейчас саму регистрацию совершают регистраторы, а вот сдавать документы нужно администраторам в Центры предоставления административных услуг (ЦПАУ; укр. – Центри надання адміністративних послуг – ЦНАП; далее – ЦНАП).

То есть в рамках «реформ» в каждом городе (районах города) открыты территориальные центры предоставления административных услуг, куда можно обратиться, чтобы зарегистрировать ФОП, переклеить фото в паспорте и т. д.

ЦНАП в г. Кремечуге (источник фото)

Как искать адрес и телефон ЦНАП? Пользуемся Интернетом, формируем запрос «ЦНАП Львів», «ЦНАП Бородянка», «ЦНАП Дніпровського району м. Києва» и т. д. График работы у ЦНАПов разный, поэтому его нужно уточнять.

Несколько «хитростей», общих для всех ЦНАПов, которые нужно знать перед обращением за административной услугой

✓ Если хотите попасть рано утром, то приходить нужно не к 09:00, а раньше на час-два (в крупных городах в ЦНАП большая и активная очередь), чтобы уж наверняка и в нужную вам дату. Также приходить можно ближе к концу рабочего дня (16:00 – 18:00), в это время часто очередей уже нет.

✓ Как правило, необходимо брать талон в «электронную очередь» (администратор в ЦНАП поможет вам выбрать нужное действие, и вы получите квитанцию с номером). Дальше – следите за информационным табло, ждете, пока появится ваш номер и номер рабочего места, к которому нужно подойти.

Для того чтобы провести регистрацию ФОП, нужно подать в ЦНАП:

1. Регистрационную карточку на проведение государственной регистрации физического лица – предпринимателя (Форма 10).
2. Показать свой паспорт и код ИНН (отдавать не нужно, потом заберете назад).

Как вариант, можно показать временное удостоверение гражданина Украины, паспортный документ иностранца, удостоверение личности без гражданства либо свидетельство на постоянное или временное проживание.

Обратите внимание! Если регистрацию делает за вас юрист, родственник или друг, то он должен будет предоставить администратору в ЦНАП копию нотариальной доверенности. Например, Иванов И. И. хочет стать ФОП, для этого он оформил у нотариуса доверенность на Петрова П. П., который имеет право подать и получить все необходимые для этого документы.



Как заполнять Форму 10?

Регистрационные формы утверждены приказом Минюста «Об утверждении форм заявлений в сфере государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» от 18.11.2016 № 3268/5.

Советую пользоваться именно этой ссылкой! Дело в том, что форма регулярно меняется. О том, что в приказ внесены изменения, вы можете узнать уже только при регистрации! Ссылки на формы и бланки, размещенные на отдельных сайтах (юридических, бухгалтерских компаний, новостных сайтов и др.), хороши, но могут быть проблемы с актуальностью их обновления…

А переходя по этой ссылке, вы работаете с первоисточником! С тем документом, на который ссылаются все остальные сайты и источники в Сети.

Приказ Минюста содержит много форм (сейчас их 24, они выделены в тексте в форме ссылок, а ниже есть ссылки для их скачивания, нужно просто нажать).

К примеру, Форма 1 – это заявление о регистрации юридического лица (ЮЛ), Форма 10 – о регистрации физического лица – предпринимателя (ФОП), а Форма 12 – о регистрации прекращения предпринимательской деятельности ФОП) и так далее, на все случаи жизни.

Для регистрации ФОП (регистрация гражданина как физического лица – предпринимателя) нам нужна Форма 10. Приказ содержит только пустую форму (порядок заполнения в нем не прописан).

Как показывает практика, при заполнении регистрационной формы (ее еще называют карточкой) возникает много вопросов. В таком случае вы можете поискать в Интернете образцы заполнения (запрос через Google/Yandex/Rambler/etc типа «форма 10 пример заполнения» или «форма 10 зразок» и т. д.).

Здесь вы можете скачать бланк Формы 10 (карточки). А здесь – заполненный бланк Формы 10 в формате .doc (впишите свои актуальные данные вместо данных, уже внесенных в форму).

Вот пример заполнения регистрационной карточки (Формы 10).



Обратите внимание: кроме ФИО, кода ИНН, адреса регистрации (прописки), серии и номера паспорта, а также контактного телефона (можно указывать мобильный или городской, как считаете нужным), необходимо указать вид экономической деятельности, которой врач собирается заниматься.

Как правильно выбрать вид деятельности (КВЭД)?

КВЭД расшифровывается как Классификатор видов экономической деятельности (далее – укр. КВЕД), и служит для идентификации конкретного вида деятельности, которой будет заниматься предприниматель.

Этот код важен, в частности, для налоговых органов. Его нужно правильно (согласно конкретному виду деятельности, которой вы планируете заниматься) выбрать.

Например, это может быть 86.21 «Загальна медична практика», 86.22 «Спеціалізована медична практика», 86.23 «Стоматологічна практика», 86.90 «Інша діяльність у сфері охорони здоров’я». Перейдите по ссылке и внимательно просмотрите, какие виды услуг входят в КВЕД, и подходит ли он вам.

Более детально о выборе КВЕД и связанных с этим сложностях и проблемах мы расскажем позже.

Не бойтесь ошибиться при открытии ФОП. Если спустя какое-то время после открытия ФОП вам нужно будет добавить КВЕД, это вполне можно сделать (но для этого придется еще раз обратиться в ЦНАП, но уже с оплатой).

Практикующие юристы советуют готовить регистрационную форму следующим образом. Дома (на работе) на компьютере правильно заполните форму (внесите все необходимые данные), распечатайте ее и подпишите. Если нет компьютера, можно просто распечатать и заполнить от руки (это даже удобнее, потому что вы сможете подправить ручкой необходимые данные). Дело в том, что согласно действующему правилу, все данные в форме должны быть или напечатаны, или вписаны от руки (нельзя – половина так, половина иначе)! Конечно же, это не распространяется на подпись и дату внизу формы (эти данные всегда можно вписать от руки).

Но при поездке в регистрационный орган на всякий случай с собой нужно взять (дополнительно к заполненной) точно такую же, но не заполненную (пустую) форму! Если вдруг обнаружится ошибка или неточность, то вы прямо там, на месте, сможете быстро перезаполнить карточку, используя как образец уже подготовленную (исправив те места, что необходимо)!

Какой документ выдаст администратор ЦНАП после получения от вас карточки (Формы 10) для регистрации?

После приема документов вы получите на руки одностраничный документ, который на практике именуют «опись документов». Полное его название – «Опись документов, которые предоставляются физическим лицом государственному регистратору для проведения регистрационного действия “Государственная регистрация физического лица – предпринимателя”».


Обратите внимание! Вы не получите выписку о регистрации ФОП сразу же после подачи документов, поскольку регистрация ФОП проводится в течение 24 рабочих часов после получения необходимых для этого документов!

В правом верхнем углу описи документов находится код из 12 цифр. Чтобы проверить, зарегистрирован ФОП или еще нет, зайдите на сайт Министерства юстиции по этой ссылке, выберите опцию «Результат предоставления административных услуг», введите 12 цифр (код на описи документов) и нажмите «Поиск».

Пока регистрационное действие не проведено – на запрос будет высвечиваться «код не найден», когда регистрация произойдет – вы увидите сообщение типа:


После проведения регистратором регистрационного действия вы сможете самостоятельно скачать первый документ ФОП – выписку (ссылка на нее идет под названием «Документы»).

Теперь можно переходить к решению вопроса постановки ФОП на налоговый учет.

Дополнительные материалы:
1. Форма 10 – Регистрация ФОП – бланк
2. Форма 10 – Регистрация ФОП – бланк заполненный
3. Форма 10 – Регистрация ФОП – пример заполнения – страница 1
4. Форма 10 – Регистрация ФОП – пример заполнения – страница 2

Пошук
На початок