Психологические манипуляции

Просмотры: 336

Часто на рынке медицинских услуг регуляторы и прочие представители «чиновничьего кластера» навязывают операторам некие этические подходы, то есть умозрительные ограничения, пытаясь вызвать ощущение дискомфорта и стыда торговать услугами в сфере здравоохранения. Отсюда возникают манипуляционные попытки проштамповать некоторые заявления: «Лекарства – это не товар!».

Как это не товар? Это – обычный твердый товар со своей ценой.

Фармацевтические фирмы, а также компании по производству медицинских изделий и аппаратуры занимаются продвижением своей продукции, при этом часто манипулируя сознанием врачей!

Но такое социальное воздействие не во всех случаях бывает отрицательным. Например, доктор может пытаться убедить пациента изменить нездоровые привычки. Социальное воздействие обычно считается безвредным, когда оно уважает право человека принять его или отклонить, и не является чрезмерно принудительным. В зависимости от контекста и мотивации социальное воздействие может быть скрытой манипуляцией.

Однако регуляторы медицины часто ведут себя так, как будто считают операторов рынка (частные клиники) и практикующих врачей заведомо виноватыми, и просто продвигают идею презумп¬ции виновности: «Здоровых нет – бывают недообследованные, честных нет – бывают непойманные и неразоблаченные».

В медицине сплошь и рядом используются умозрительные ограничения: «Настоящий врач денег с пациента не возьмет!». Кто так решил? Где это написано? Что мешает врачу брать благодарности от пациентов и при этом оставаться настоящим?

Итак, попытаемся классифицировать людей по двум ключевым характеристикам: внутренние ограничения и образное мышление.

Силовики «Муфлоны»

Начнем мы с левого нижнего сектора – «муфлоны» (кто сильнее, тот и прав). Запомните: «С дураком не нужно спорить, он вначале опустит вас на свой уровень, а потом задавит собственным опытом». Эти люди не обладают развитым воображением, у них не развиты принципы и мало внутренних запретов. Их расцвет был в 90-х годах, они уверенно шли на риск, не заботясь о внутренних барьерах и чувствах других. Воображение таких людей ограничено рельсами типа «Бери больше, бросай дальше». Их время возвращается, поскольку таких людей много среди военных и силовиков, к сожалению.

К данной категории относится Вася из анекдота, который описан выше: «На эти два процента и живу».

К сожалению, вынужден констатировать, что сейчас в Украине на политическом и управленческом Олимпе я вижу именно таких людей, храбрых, но с ограниченным воображением и недальновидных.

«Офисный планктон»

«Офисные планктоны» (трудовики-почасовики) точно знают, что правильной может считаться работа, график которой – с 9.00 до 18.00. Не обладая хорошо развитым образным мышлением, склонны выполнять рутинные задачи. Честные и совестливые, они не любят рисковать и живут по принципам, в которые верят и которые не хотят менять. Невзирая на изменения внешней среды.

Часто с этими людьми тяжело договориться: «Не положено!», «Так нельзя!», «Это нечестно, не по правилам!». Они склонны держаться за свои запреты, тяжело выходят из зоны комфорта и во всем ищут подтверждение годами усвоенных истин.

Такие люди, кстати, быстро поднимаются по служебной лестнице, на них можно положиться, и руководство это ценит. Принципы и внутренние запреты не позволяют им выделяться, они придерживаются устава, умеют держать язык за зубами, регулярно посещают совещания. Если они и берут взятки, то только под контролем более высокого руководства и регулярно заносят наверх, то есть делятся.

«Офисные планктоны» достаточно режимные, не обладая развитым воображением, они, как правило, предсказуемы в своих действиях.

Непризнанные гении

Именно в квадранте «непризнанные гении (умные и бедные)» часто оказываются доктора. Они обладают хорошо развитым образным мышлением, которое соседствует со страхами и большим количеством умозрительных запретов: «Я не хочу работать на заводе, потому что он загрязняет окружающую среду, если так и будет продолжаться, вымрут редкие виды рыб».

Часто у таких людей моральные принципы являются неким щитом, оправданием собственной лености:

• «Я, наверное, родился не в то время, слишком благородный, сейчас в почете наглые и хваткие, а я интеллигентный»;

• «Я не для того учился 6 лет, чтобы потом бегать по врачам и продавать лекарства. Негоже это, отвлекать врача лишь бы ‘‘втюхать’’ какой-то очередной дурацкий препарат»;

• «Я не могу назначать пациенту более дорогие лекарства.
А вдруг у него нет денег?».

Часто людей этого сектора можно встретить среди учителей, врачей, специалистов IT-сферы. У них хорошо развито воображение, они достаточно интеллектуальны, с широким кругозором и «кругом забот». Знаний у них достаточно много, проблема только в том, чтобы монетизировать эти знания, конвертировать их в деньги для себя и своей семьи.

Проныры-шустряки

Проныры-шустряки (люди возможностей) – самый редкий, гибкий и адаптабельный тип. Если силовик уверен, что выживает сильнейший, то шустряк знает, что выживает именно быстро приспосабливающийся. Человек возможностей лишен умозрительных ограничений, и все свое богатое воображение использует с целью обойти и уменьшить влияние физических запретов. Как правило, они в любой ситуации стараются сохранять оптимизм.

Люди возможностей в большинстве случаев очень хорошо продают свои услуги. Их не расстраивают отказы пациентов, они продолжают «мыть песок», чтобы найти золото. Есть в людях возможностей и недостатки, конечно, поскольку они менее управляемы, бывают непредсказуемы и своенравны.

Показательна в этом случае история о менеджере по продажам.

«Пошел он однажды устраиваться на работу. Долго ли, коротко ли резюме рассылал, а как-то пришел в одну контору на собеседование с генеральным директором. И шло у них собеседование шесть часов. Уже и директор взмок, и менеджер три раза воды просил. А все никак не могут договориться. Начинали с двухсот баксов в месяц, а уже за два с половиной килобакса спорят. И проценты, и бонусы, и какие-то еще там спортзалы, мобильные связи, подъемные, страховки, отпуск, машину служебную. Сдался в итоге директор, все условия выполнил.

Приступил менеджер к работе и за первый месяц увеличил продажи втрое, потом вдесятеро, потом в сто раз, потом вообще все в конторе продал, включая мебель, канцтовары, секретаршу – мужикам в баню, базу данных клиентов – конкурентам, а самого шефа – налоговой. Потому что это был очень хороший менеджер по продажам…».

Очень надеюсь, что приведенная выше личностная матрица поможет вам лучше самоидентифицироваться. Осознавая свое место сегодня, можно поставить себе цель – каким вы хотите быть завтра – и разработать карту личностного роста. Также данная матрица поможет вам более толерантно относиться к коллегам и глубже понимать природу кадровых перестановок.

К сожалению, врачи часто мыслят в узких рамках, а обществу выгодно навязать доктору ряд шаблонов, связать какими-то клятвами и лишить возможности врача финансово развиваться.

Из книги «Доктора, зарабатывайте!»



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *