Обязан ли врач всем помогать?

👁 2 705 переглядів


Вам позвонила бывшая одногруппница и попросила договориться с заведующим вашего отделения кардиологии госпитализировать ее тетю. Вы знаете, что заведующий такие вопросы по телефону не решает и необходима ваша личная встреча с ним. Ваши действия?

Большинство докторов живет в двух парадигмах мышления и отвечает:
1 вариант – «Ну, что делать, если нужно помочь – буду помогать. Я же не могу отказать одногруппнице».
2 вариант – «Если у меня не будет времени, то я откажу в помощи».

Как правило, наш мозг находит два очевидных варианта. В то же время – это ловушка мышления. Более выигрышный для вас ответ будет другим.
Для решения этого вопроса я познакомлю вас с принципом «Если», или другое его название – «Мужик, постереги дыни».
Именно с этой фразы начался основной замес в кинофильме «Вокзал для двоих». Вы помните, как герой Михалкова втюхал посторожить дыни герою Басилашвили? Вроде бы ничего не предвещало проблем. Но часто «чужие дыни» оказываются чужими проблемами, которые вы взваливаете на себя без понимания того, к чему это может привести.

Ко мне часто обращаются люди за помощью, мол, «помоги, сделай, вышли, подскажи» – и я, как человек добрый, всегда говорю «да, я помогу». А дальше прошу человека пройти 1/3 пути для реализации его собственной просьбы.
Так вот, волшебный кейс, упрощающий жизнь добряка с возможностями.
К примеру, просьба: «Помоги госпитализировать тетю».
Мой ответ: «Хорошо, но начать процесс госпитализации я смогу в том случае, если мне привезут (перешлют) тетину амбулаторную карточку или выписку из истории болезни, лучше, если ты распечатаешь эти документы и подъедешь в кафе в такое-то время в воскресенье, когда у меня будет время эту тему обсудить, не отвлекаясь на текучку».

Как показывает опыт, более 90 % просьб отпадают сами по себе, если я прошу хоть что-то сделать, чтобы помочь мне выполнить просьбу просящего. Иногда достаточно попросить написать понятное электронное письмо, и это уже большинству просящих не под силу.
Проверьте, это реально работает, вы сами удивитесь, насколько «принцип чужой дыни» заполняет жизнь любого врача, если однажды согласитесь с просьбой разделить груз проблемы с просящим!

Вам нет необходимости сразу соглашаться либо не соглашаться стеречь «чужие дыни», достаточно просто дать небольшое встречное задание и, поверьте, большинство людей его не выполнит. Вот и весь секрет вашего ответа.
Недавно мне звонит друг из Баку и говорит: «У сына моего друга порок сердца, срочно договорись об операции в Украине, мы прилетим на самолете».
Я ему говорю: «Конечно, договорюсь, только вышли мне электронкой следующие данные: какой порок, ФИО ребенка, где обследовался до этого». Письмо так и не пришло. Самое смешное, что если бы удалось договориться, то есть я просто все бросил бы и начал решать вопрос, то уже наши хирурги дозванивались бы до меня и допытывались: «Так, а где пациент? Ты же просил. Мы все бросили ради тебя».
Они бросили, я бросил… И уже не товарищ из Баку, а я лично должен коллегам-хирургам. Обращаться к ним в следующий раз будет уже не так просто, даже если потребуется лично мне. Не хотите беречь свое время – поберегите репутацию, ее не так просто восстановить, если прослывете болтуном и паникером.

Более того, существует и другой подвох: в случае с тетей, если бы вы сразу все бросили и ее госпитализировали, то в 50 % случаев просящие люди были бы недовольны – они думали, что будет лучше палата, более опытный врач, более опрятные и внимательные медсестры. То есть вы инвестировали бы свое время и силы, а звонившие все равно остались бы недовольны. Запомните: люди не ценят ту услугу, к которой они не приложили собственных сил.
А при использовании принципа «Если» нужно просто сказать следующее: «Я сделаю, если вы тоже сделаете часть работы по вашей же просьбе».
И все – статистика на вашей стороне, так как 90 % просьб отпадут, а если не отпадут – то помогайте на здоровье! Эти 10 %, которые смогли напрячься для выполнения своей же просьбы, будут адекватно реагировать и в том случае, когда помощь понадобится вам самим.

Кроме того, перед тем как бросаться решать чужие проблемы, вы должны немного подумать о том, как это поможет вам повысить свое благосостояние. Естественно, речь не идет о получении мзды со своего одногруппника или соседа, но в результате этого кейса у вас должна появиться позитивная составляющая – или опыт, или экспертиза, либо вы можете взять на себя функцию «поставщика» правильных клиентов в отделение, установив партнерские отношения с доктором или заведующим. А иногда не стесняйтесь брать деньгами, но не всю сумму, а часть, поскольку вообще не брать деньги или их эквивалент за свои профессиональные советы и лечение – это самое неправильное, что может быть.
Особенно, когда вы делаете это в ваше свободное и нерабочее время. Естественно, если это не касается оказания скорой и неотложной помощи. В этом случае вы нивелируете себя и свой труд.

Простой пример: скажем, сосед, работающий мастером по ремонту бытовой техники, просит вас по-соседски вылечить его бабушку. Вы, конечно, по-соседски же, ей помогаете, назначаете лечение. А потом у вас ломается телевизор. И сосед говорит: «Моя работа стоит столько-то». И вы почему-то сильно удивляетесь, хотя на самом деле ситуация абсолютно предсказуемая.
Поверьте, такие случаи не редкость, и приучать всех вокруг к этому нельзя. И еще – добрые дела и халява не имеют ничего общего. Если вы сразу не заявляете ценность ваших услуг, то и ценить их никогда не будут. А самое главное – можно сделать услугу соседу за мизерную плату, но все же обозначить ее, и тогда уже он сам, его семья, его знакомые и друзья будут приходить к вам в кабинет и лечиться за полную стоимость, потому что вы для них уже «не абы кто, а непростой доктор, который согласился сделать скидку по-дружески». В противном случае ваша доброта и «бесплатность» никогда не вернутся к вам равнозначно.

Как поступить правильно, не испортив отношения с соседями, не нарушив стандарты и не взяв на себя «чужие дыни»?

Мой коллега-кардиолог, устав от бесплатных просьб друзей, знакомых и соседей, атакующих его в любое время дня и ночи, выработал для себя следующий алгоритм.
В случае обращения к нему соседей и знакомых он всегда дает бесплатный совет: «Вызывайте скорую или везите самостоятельно пациента в дежурную больницу. Если вы хотите, чтобы я проконсультировал пациента, снял ЭКГ на дому и взял на себя решение вопроса – нужно ехать в больницу или нет, то я предлагаю вам оплатить мне 10 % от тех расходов, которые вы понесете при вызове скорой или в случае поездки для консультации в стационар». Практически 100 % его друзей, соседей и знакомых с радостью принимают это предложение. И при этом чувствуют огромную благодарность к доктору, поскольку все понимают, что такое вызывать скорую помощь, ждать ее приезда, получить консультацию от доктора скорой помощи с непонятным уровнем экспертности или съездить в стационар, подождать в приемном отделении, пройтись по кругам сервиса и провести несколько незабываемых часов на встрече с отечественным здравоохранением.

Какие проблемы решает такой алгоритм:
• во-первых, доктор не отказывает в помощи;
• во-вторых, доктор показывает, что не деньги движут им в данной ситуации, ведь 10 % – это не 100 %;
• в-третьих, в следующий раз обращающийся уже будет понимать, что доктор не будет «охранять его дыни»;
• в-четвертых, таким способом доктор развивает «воронку гонораров», поскольку практически 100 % пациентов, которых он консультировал в ургентном состоянии, становятся его клиентами. Только оплата уже 100 %.

Из книги «Доктора, зарабатывайте!»

Пошук
На початок