Компетентность – основа успеха врача!

Просмотры: 2 829

Для того чтобы достичь успеха и иметь много клиентов, нужно постоянно повышать свою квалификацию. Из чего она складывается?

Ограничиться лишь академическими линейками компетентности врача в наше динамическое время не получится. Слишком много факторов влияет на врача, академический подход перестал работать.

Кстати, а откуда пошло слово «врач»? «Врач» или «доктор» – как правильно?

Обратимся к словарям. В русском языке термины «врач» и «доктор» обозначают профессию медицинского работника с высшим образованием. В дипломах выпускников во времена СССР было написано именно «врач», но в обиходе оба слова лексически равнозначны.

«Врач»: специалист с высшим медицинским образованием, занимающийся лечебно-профилактической деятельностью. Слово «врач» исконно славянское, происходит от слова «врать», которое у наших предков не имело негативного значения и обозначало «говорить». Врачами называли знахарей, «заговаривающих», «завирающих», то есть пытающихся обмануть болезнь.

«Доктор»: 1. Доктор наук – высшая ученая степень, присуждаемая лицам, имеющим, как правило, степень кандидата наук и публично защитившим докторскую диссертацию, напр.: доктор технических (медицинских) наук.
2. Одна из ученых степеней (условия присуждения ее различны в разных странах).
3. То же, что врач (разг.).

«Доктор» – от латинского doctor – «учитель, преподаватель», а docere на латыни означает «учить». Кстати, например, в Италии обращение dottore используется не только по отношению к врачу (medico), но зачастую и к любому человеку, окончившему университет.

Украинское название профессии «лікар» происходит от слова «лікувати» – «лечить».

И все-таки «ДОКТОР!» при обращении к врачу – это своеобразная формула вежливости, дань уважения и повышения статуса врача.

Именно поэтому наши книги имеют название «Доктора, зарабатывайте!», а не «Врачи, зарабатывайте!». Больше нам импонирует повышенный статус доктора, чем его умение «заговаривать» болезни. Отсюда пожелание читателям — будьте больше докторами (с повышенным статусом и учителями для своих пациентов / клиентов), чем просто врачами (заговорщиками болезней)!

Итак, о компетентности.

Концептуальная медицинская и техническая компетентность (собственно, именно ее в основном развивали в медицинском вузе) – владение общепринятыми основами врачебной деятельности, на которых базируется та или иная профессиональная практика: умение ставить диагноз, назначать лечение, проводить необходимые манипуляции в объеме выбранной специальности. Без этого доктор попросту не является таковым. Разумеется, все по-разному ставят диагнозы и с разным успехом лечат, но эта компетенция – «ядро продукта» врача, и ее нужно постоянно развивать и совершенствовать.

Техническая компетентность предусматривает владение некими диагностическими и лечебными навыками, которые, кроме того, что позволяют поставить более точный диагноз, оказывают определенное впечатление на пациента. Пациент тоже оценит вашу демонстрацию диагностической либо лечебной процедуры на специальном макете или схеме. Эта внутренняя кухня, как правило, очень впечатляет пациента и повышает уровень вашей технической компетентности в его глазах. Главное – не делать это сложно, коряво и страшно. Здесь важно помнить правило: не то хорошо, что хорошо, а то, что подходит конкретному пациенту.

Концептуальная медицинская и техническая компетенция – это та «ноша» доктора, которая «не тянет». Большинство докторов склонны переоценивать самостоятельное значение высокоразвитой медицинской компетентности, игнорируя другие виды компетентности. Лишь наиболее пытливые доктора (и те редко, не сразу) осознают необходимость развития других компетенций. Кроме того, развитие лишь медицинской компетентности часто приводит к формированию «мышления штампами», снижению адаптивности врача, креативного мышления и даже падению уровня мотивации.

Как-то темной ночью один дервиш, идя по дороге, услышал крик о помощи, доносившийся со дна заброшенного высохшего колодца.
– Эй, что случилось? – закричал дервиш, заглянув в колодец.
– Видите ли, я языковед, – ответил голос, – в этой местности я изучаю диалекты. Не найдя в темноте дороги, я, к несчастью, провалился в эту глубокую яму и теперь никак не могу отсюда выбраться.
– Держись, друг, дай мне только раздобыть лестницу и веревку, – ответил дервиш.
– Постойте минуточку! – закричал языковед. – Вы неграмотно выражаетесь, к тому же ваше произношение никуда не годится!
– Ну что ж, если для вас слова важнее, чем их смысл, вам лучше побыть там, где вы сейчас находитесь, пока я не выучусь правильно говорить, – ответил дервиш и пошел своей дорогой.

Нужно понимать, что все мы учимся по-разному в силу врожденных личностных качеств, уровня полученного базового образования, жизненного опыта. Но наша профессия отличается от других еще и тем, что учиться приходится всю жизнь.

Существует четыре стиля обучения:

Цикл обучения Колба – очень удобная модель. Определив и поняв свой стиль обучения, можно быстро поднять собственную концептуальную компетентность.

Итак, ДЕЯТЕЛЬ («доктора-пробователи») – фокус на получение нового опыта методом проб и ошибок.

• Они, как правило, – новаторы. Любознательны, находятся в постоянном поиске. Предпочитают творческий подход, новый опыт, новые идеи.
• Деятели – люди, свободные от скепсиса и предубеждений.
• Их философия: «Когда-нибудь я попробую все».
• Склонны быстро начинать дела, не боятся экспериментов.
• Проблемы решают при помощи мозгового штурма.
• Врачи-деятели легки на подъем, но так же быстро остывают.
• Любят путешествовать.
• Не приемлют протоколов и стандартов, различных формальных процедур, необходимости обработки большого объема данных.

Сильные стороны: гибкость, открытость, готовность к переменам.

Слабые стороны: слишком мало обдумывают проблему или действие, рутинная реализация вызывает скуку.

СОВЕТЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

• Экспериментируйте с новым поведением и схемами лечения.
• Пробуйте быстро начинать («Пойду на курсы английского уже завтра!»).
• Общайтесь с коллегами и чаще советуйтесь.
• Практикуйте мысли вслух.

СОЗЕРЦАТЕЛЬ («рефлексирующие доктора») – опора на уже накопленный опыт.

• Как правило, это более инертная группа докторов: прежде чем пробуют что-то новое, внимательно анализируют жизненный опыт.
• Любят держаться в стороне и анализировать свой опыт, выслушивая мнение других.
• Предпочитают вытаскивать предыдущий опыт и оттягивать момент действия.
• Действуют, учитывая прошлое, настоящее, наблюдения, оценки других людей.
• Эти доктора предпочитают наблюдать со стороны, начинают действовать тогда, когда уже готовы к этому.
• Не воспринимают кратких инструкций, жестких временны́х рамок, не любят ургентных ситуаций, требующих быстрой реакции.

Сильные стороны: тщательность, вдумчивость, основательность.

Слабые стороны: нерешительность в действиях, медленное принятие решений, повышенная осторожность.

СОВЕТЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

• Наблюдайте за поведением своих коллег.
• Записывайте, чему научились.
• Практикуйте подведение итогов дискуссии.
• Исследуйте проблему.
• Пишите отчеты, ведите записи.

ТЕОРЕТИК («доктора-выводы») – курс на систематизацию концепций, поиск закономерности, разработку системы.

• Эта группа докторов учится, анализируя большие пласты информации, начинает действовать тогда, когда в голове есть стройная и последовательная система.
• Теоретики обрабатывают и интегрируют наблюдения в комплексные и при этом логически последовательные теории, продумывая проблемы и трудности шаг за шагом.
• Обычно такие люди являются перфекционистами, которые не чувствуют себя уютно до тех пор, пока все не будет соответствовать некой рациональной схеме.
• Теоретики знают, что нет ничего практичнее хорошей теории, любят анализировать и обобщать, предпочитают структурные классификации, работающие и рациональные модели.
• Не любят излишне эмоциональные ситуации, несогласующиеся методики.

Сильные стороны: логическое мышление, системный подход, рациональность и объективность.

Слабые стороны: низкая толерантность к неоднозначности, субъективности и интуиции.

СОВЕТЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

• Пытайтесь найти противоречия в аргументах других.
• Изучайте исследования и литературу.
• Пробуйте делать обобщения.
• Планируйте дискуссии и консилиумы.
• Практикуйте открытые вопросы.

ПРАГМАТИК («доктора готового плана действий») – ориентация на действие, которое ранее давало гарантированный результат.

• Не любят долгих дискуссий, предпочитают приступать к делу без раскачки и лучше по проверенному методу – по старинке. Как правило, консерваторы.
• Испытывают техники, идеи сразу на практике.
• Используют каждую возможность экспериментировать.
• Любят улаживать разные вопросы, быстро и уверенно переходить от идей к действиям.
• Видят ясную взаимосвязь между предметом и проблемой, предпочитают сразу решать проблему.
• Такие доктора не любят лекций, долгих разговоров, особенно когда нет мгновенной и очевидной связи с практикой.

Шутка в тему. Человек, у которого в руках молоток, склонен думать, что вокруг одни гвозди. А человек, у которого в руках скальпель?

Сильные стороны: решают проблемы, деловитые, практичные.

Слабые стороны: отвергают все, что не имеет практического применения, не интересуются теорией, нетерпеливы, настроены на выполнение задачи даже в ущерб людям.

СОВЕТЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

• Коллекционируйте методы.
• Используйте все возможности для эксперимента.
• Попробуйте найти образец человека, у которого нечто хорошо получается, и сделать так, как он.
• Составляйте план действий, четко привязанный ко времени.

На наших тренингах в «Академии успешного врача» мы даем групповое задание, к примеру, пройти импровизированный лабиринт. Стили докторов сразу же четко видны, сами участники тренинга, как говорится, прозревают от простоты и полезности этой концепции.

В пестрой, бурной и неравномерно развивающейся медицинской практике полностью положиться на какие-то «надежные» и общепринятые основы медицинских знаний довольно сложно. Поэтому особое значение приобретают практические знания, которые сами доктора черпают в процессе трудовой деятельности, получают из книг, Интернета, усваивают на лекциях и тренингах. Объединяющим фактором для всех является владение специфическим языком – сленгом. Он необходим, чтобы в экстремальных случаях быстрее передавать друг другу информацию или снимать напряжение во время стрессовой работы. Различные аббревиатуры, как например, ЧПЭКС, ФГДС, ОНМК и подобные, для нас кажутся простыми и понятными, нам не нужно расшифровывать понятия «мерцалка», «завести» («загрузить» или «размочить») пациента и другие.

Этот сленг формируется в процессе накопления концептуальных медицинских знаний: закладывается во время обучения в медицинском вузе, потом шлифуется в практике, далее закрепляется (пусть несколько в «кривом зеркале») во внутренней коммуникации с коллегами. Именно поэтому врачам нужно постоянно учиться у коллег единому и понятному глоссарию, отражающему их концептуальную медицинскую компетентность.

Анекдот в тему:
…Разгадывал кроссворд. По горизонтали – инструмент для закапывания… Лопата, кирка… Оказалось – пипетка…

Продолжение следует.

Юрий ЧЕРТКОВ,
бизнес-тренер,
директор компании «Агентство Медицинского Маркетинга»



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *