Не всегда молчание – золото

Просмотры: 358

Блокировать чью-то агрессию – неважно, активную или пассивную – способны далеко не все слова. Из-за повального неумения людей правильно пользоваться своей речью даже появился целый пул пословиц, таких как «Молчание – золото» и «Молчи, дурак, за умного сойдешь».

Но наша задача – освоить речевые модули, которые позволят не прятаться за вынужденной тишиной, а добиваться своих целей. Напомню, медицинская риторика – это совокупность психологических приемов и вербальных навыков, которые сделают доктора убедительным для пациентов, партнеров, коллег, научат разрешать в свою пользу трудные ситуации и в профессиональной, и в повседневной жизни.

Как же применить ее богатый арсенал для защиты от выпадов в свой адрес?

Ниже представлены советы, которые, на мой взгляд, хорошо работают в самых разных ситуациях. Только, пожалуйста, используйте их аккуратно с людьми, которые имеют влияние на вашу жизнь. Например, с начальником. Потому что одним из советов будет удалить этого человека из вашей жизни.

Здесь возникает дилемма: с одной стороны, жизнь слишком коротка, чтобы работать с засранцами, а с другой – возможно, вам нужна эта работа, и стоит потерпеть? Решать вам!

Пассивная агрессия. Суть термина.

Да, пациент всегда прав и все такое, но всё-таки часто бывают моменты, когда необходимо за себя постоять.

Нужно развивать каркас убедительной речи, всем своим видом показывать, что вы добрый и великодушный, но на голову себе сесть не дадите.

Многие люди ведут себя пассивно-агрессивно, нарушают интимное пространство человека, позволяют себе неуместные шутки, которые принижают ваш статус в глазах коллег, других пациентов, друзей и знакомых.

Как проявляется пассивная агрессия? Все довольно просто: создается впечатление, что собеседник ничего плохого не хотел, но говорит и действует он при этом так, что задевает вас, принижает ваш социальный статус. Иными словами, человек что-то говорит, а ему хочется дать меж глаз, но нельзя: доктор – гуманная профессия.

Такие люди часто переходят все границы, задают вопросы о тех сторонах вашего прошлого, которые вам неприятно вспоминать, например, о проблемах с родителями или семейных сложностях. Или начинают давать советы, о которых их не просили, включать программу «Я знаю, как тебе лучше сделать». Таким образом они выгоднее выглядят на вашем фоне в глазах других, например, непосредственного руководства или понравившейся женщины, да мало ли таких конкурентных ситуаций в жизни…

Другая ипостась пассивной агрессии – когда у нас пытаются вызвать чувство вины. К примеру, так: «А вы помните, как вы тогда мне сказали? Зачем вы это сделали? После этого я уже не могла к вам относиться, как прежде. Ведь у меня есть принцип: если человек меня подводит, я перестаю его воспринимать как порядочного, на которого можно положиться. Я-то думала, вы серьезный и ответственный человек, а вы…». Или, вспоминая фильм о мушкетерах: «Я вам верна, увы! А вы, а вы, а вы!». Контекст, кстати, тоже отлично подводит к этой ситуации. Потому что у человека, который старательно стыдит, как правило, куда больше «рыльце в пушку».

Скрыть свои истинные намерения недоброжелатель может и другим способом. Например, проявлять внешнее сочувствие и псевдозаботу. Очень опасная манипуляция, которая легко вводит в заблуждение добродушных и ранимых людей. Но в случае пассивно-агрессивного поведения сразу интуитивно чувствуется подвох, и снова начинают одолевать мысли о кулачной физкультуре на свежем воздухе.

Вот здесь на помощь и приходит медицинская риторика.

Юрий Чертков,
бизнес-тренер,
директор компании «Агентство Медицинского Маркетинга»



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *